Экономика будущего коммунистического общества

(Тезисы концепции)

6 октября 2019 г. 10:29

Дать краткое определение социализма сложно, ибо какое бы определение дано ни было, но каждый будет под сказанным понимать свое. Энгельс в одном письме охарактеризовал будущее общественное устройство одним предложением: уничтожение частной собственности и установление общности имущества. Но тогда история еще не имела опыта построения социализма, и Энгельс не мог этот опыт анализировать. Мы же его имеем и без анализа этого опыта мы не можем говорить, что такое социализм. Поэтому  я постараюсь ответить на вопрос о будущем обществе, точнее об экономических основах будущего общества, опираясь, в том числе, и на горький советский опыт.

1. К сожалению, во всех дискуссиях о социализме имеет место постоянное смешение социализма, как теории, с социализмом, как практическим опытом его построения в СССР. Поэтому возникает больше путаницы, чем ясности. Сегодня слова «советский» и «социалистический» стали фактически синонимами. Как только кто-нибудь поднимает вопрос относительно того, что такое социализм, каковы критерии построения социализма, как его тут же в качестве критики начнут тыкать в советский опыт построения социализма. Поэтому я считаю, что следует говорить не о социализме, а о коммунистическом обществе, которому суждено прийти на смену современному капитализму.

Маркс в «Критике Готской программы», говоря о коммунистическом обществе, приходящему на смену капитализму, показал, что будущее коммунистическое общество будет иметь в своем развитии две фазы. В таком случае, поскольку обе фазы относятся к одному и тому же общественному устройству, к коммунизму, постольку они, очевидно, имеют общие черты и стороны, а, с другой стороны, это все-таки две разные фазы, поэтому, следовательно, они имеют и различия.

2. Если мы с вами подходим к данному вопросу с марксистских позиций, то в таком случае мы должны опираться на материалистическое понимание исторических процессов, квинтэссенцию которого дал Маркс в предисловии к работе «К критике политической экономии». Согласно этому пониманию все определяется в обществе общественным бытием, основу которого составляет материальное производство, а само материальное производство, определяется уровнем развития производительных сил и теми производственными отношениями, которые развиваются в обществе на базе данных производительных сил. Развитие же производительных сил общества определяется уровнем развития средств труда, т.е., говоря словами Маркса: «Эпохи отличаются не тем, что производится, а тем, как производится». Поэтому все, что я буду излагать, представляет собой не что иное, как требование самих современных производительных сил, я только это озвучиваю.

3. Необходимость замены капитализма будущим коммунистическим обществом предопределяется самим ходом развития самого капитализма. Именно в недрах капитализма зреют материальные условия будущего коммунистического общества, заключающиеся в том, что развитие производительных сил делает их общественными в том смысле, что производство любого предмета потребления есть общественный процесс труда, в котором задействован труд сотен тысяч, а возможно и миллионов людей. Кроме того капитализм создал и присущую данным производительным силам форму организации коллективного, общественного производства, как планомерную организацию производства, но в силу сохранения частной собственности планомерность в условиях капиталистического производства очерчена границами этой собственности. Капитализм выполнил свою историческую миссию: превратил индивидуальный процесс труда ремесленника в общественный процесс, но он разорван частной собственностью на обособленные процессы труда, технологически взаимосвязанные, но организационно независимые. Планомерная организация производства существует внутри частной собственности, но отсутствует в масштабах общества. Капитализм превратил индивидуальный процесс труда ремесленника в общественный процесс труда, придав производительным силам общественный характер, коммунизм призван привести в соответствие общественную форму производства с его общественным содержанием, а для этого необходимо уничтожение частной собственности, которая разрывает единое общественное производство на частные производства.

4. Капитализм возник в недрах феодального общества, ибо капиталистическая частная собственность, выросшая на частной собственности ремесленника, никак не противоречила как ей, так на первых порах и частной собственности феодалов. Коммунизм не может возникнуть в недрах капиталистического общества, ибо всякое движение к коммунизму с неизбежностью будет вступать в противоречие с частной собственностью. Поэтому становление коммунистического способа производства возможно только с установлением политического господства пролетариата, который позволяет осуществить первый шаг для становления коммунистических производственных отношений, а именно, уничтожить частную собственность и установить общественную собственность на средства производства, которая на этом этапе неизбежно будет по форме государственной.

5. Установление общественной собственности на средства производства позволяет приступить к созданию коммунистических производственных отношений, и это становление предполагает определенный переходный период. Становление коммунистических производственных отношений заключается в приведении формы организации производительных сил в соответствии с их общественной природой, т.е. в создании и утверждении планомерной организации всего общественного производства. При этом должен быть учтен горький опыт советского планирования, основанного на сохранившейся товарной форме общественного продукта. Результатом этого планирования был товарный план, в основе которого имело место отношение между государством и директорами, между теми, кто разрабатывает планы и контролирует их выполнение и теми, кто выполняет данные планы. Данное отношение выступало как отношение вещей, т.е. отношения товарности всецело пронизали советское планирование, стирая в советском товарном плане всякий след производства полезных вещей. Действительная планомерная организация общественного производства предполагает распределение совокупного общественного рабочего времени по различным конкретным видам производственной деятельности. А для этого общество должно выявлять не только то, что должно производиться в течение планового периода, но и знать, сколько в среднем требуется рабочего времени на производство того или иного продукта труда, будь он полуфабрикатом, или конечным продуктом, предметом потребления.

6. Товарные отношения препятствуют определению реального рабочего времени на производство того или иного продукта труда, поэтому становление планомерной организации с естественной необходимостью предполагает уничтожение товарного производства, именно уничтожение, а никакое-то там постепенное отмирание. Уничтожение товарного производства это значит:

     1) уничтожение товарного обмена между предприятиями, на его смену приходит обмен деятельностями, при котором одно предприятие передает другому предприятию свою продукцию для дальнейшей переработки без какого-либо эквивалента и только конечные продукты, предметы потребления, подлежат распределению между участниками общественного производства;

     2) уничтожение стоимостного учета, который неизбежен при обособлении производителей и товарном производстве и который становится анахронизмом в условиях единого общественного производства, планомерно организуемого обществом. Замена стоимостного учета учетом производимой продукции по времени.

7. Планомерное распределение общественного труда по различным видам производственной деятельности осуществляется на основании выявления потребностей членов общества, с одной стороны, и определения производственных возможностей, с другой стороны. При такой организации общественного производства удовлетворение потребностей членов общества становится непосредственной целью в отличие от эксплуататорских обществ, в которых непосредственная цель производства была подчинена выкачиванию прибавочного труда из трудящихся, и только, в конечном счете, подчинялась целям удовлетворения потребностей индивидуумов. Для реализации данной цели в общественном производстве создается совокупный общественный продукт, представляющий совокупность продуктов труда, предназначенных для удовлетворения потребностей. В силу уничтожения товарного производства продукты труда не принимают товарной формы и в таком случае невозможно раздвоение целей производства и обособление интересов какой-либо возникающей социальной группы от единых общественных интересов, связанных с производством общественного продукта, что, к сожалению, имело место в советской экономике.

8. Такая организация общественного производства на бестоварной основе порождает и иные принципы распределения созданного общественного продукта. Поскольку средства производства являются общей собственностью, постольку человек ничего не может дать общественному производству кроме собственного труда. В таком случае в будущем обществе, только утвердившемся после капитализма, распределение может быть только по труду. Это предопределено теми условиями, которые достаются обществу от капитализма.

Во-первых,  капитализм создает материальные условия для построения коммунистического общества тем, что развивает общественную природу производительных сил, но структура производительных сил не будет соответствовать структуре потребления в обществе, она полностью подчинена капиталистической цели производства, а именно, выкачиванию из наемных рабочих прибавочного труда. Поэтому сразу же после перехода от капитализма к коммунизму придется пользоваться той структурой производительных сил, которая досталась от капитализма, это и есть родимое пятно капитализма. А поскольку структура производительных сил не соответствует структуре потребления, постольку ни о каком изобилии и речи быть не может, распределение может быть только по труду.

Во-вторых, коммунистическое общество будут строить люди, которые только вышли из капиталистического горнила, сознание этих людей будет насквозь пронизано буржуазностью, из них постоянно будет вылезать стремление «урвать побольше, отдать поменьше», «я сделал, отдайте мне мое, а там хоть трава не расти», «какое мне дело до всех других, а им до меня»; и это второе родимое пятно капитализма. Вследствие всего сказанного напрашивается только один вывод: первая фаза развития коммунистического общества возможно только распределение по труду, при котором каждый участник общественного производства получает от общества массу предметов потребления, в которых овеществлено столько же труда, сколько он дал обществу за вычетом в общественные фонды.

И только тогда, когда будет осуществлена реструктуризация производительных сил, тем самым их структура будет приведена в соответствие со структурой потребления, когда будет увеличена масса самих производительных сил, а главное, возрастет производительная сила труда, становится возможным существенно увеличить производство предметов потребления. Увеличение производства предметов потребления, с одной стороны, и тот факт, что труд для людей уже станет естественной необходимостью, с другой стороны, делает возможным и необходимым перейти к распределению по потребностям. Поэтому желаем мы того или не желаем, но коммунистическое общество неизбежно пройдет в своем развитии две фазы. Это предопределено развитием производительных сил. Для обеих фаз коммунистического общества отношения производства, как планомерная организация общественного производства, подчиняющее производство целям удовлетворения индивидуумов, будут общими, но отношения распределения будут различны.

9. Распределение по труду предполагает:

     - качественное единство измерения, как самого труда, так и продуктов труда, мерой измерения является рабочее время, выраженное в часах и минутах. Для учета труда человека, как отработанное время, измеряемое в естественных единицах измерения: в часах и минутах,

- учет же произведенных предметов потребления представляет собой овеществленное выражение того же самого отработанного рабочего времени, выраженное также в часах и минутах. И отработанное рабочим время, и овеществленное время в продуктах труда количественно равны. А качественная однородность измерения порождает равенство в том, что никто ничего больше дать не может, кроме труда.

     - в основе распределения по труду лежит принцип, который мы видим при обмене товарных стоимостей, какое количество труда человек дал обществу в одной форме за вычетом в общественные фонды, такое же количество труда он получает от общества в другой форме. Но этот принцип действует не в обмене, ибо товарный обмен уничтожается, он остается только в сфере распределения предметов потребления.

     - распределение по труду порождает такое положение, при котором улучшить свое благополучие можно только осуществляя экономию труда и тем самым уменьшая количество труда, овеществленного в продуктах. Это подобно тому, что в условиях товарной экономики при неизменной величине дохода, выражаемой в определенной сумме денег, можно получить большее количество благ только при условии снижения стоимости товаров, что достигается благодаря росту производительной силы общественного труда.

- в таком случае распределение всецело стимулирует работников совершенствовать производство с целью снижения затрат рабочего времени на изготовления предметов потребления. В основе такого распределения изначально заложен моральный принцип, при котором любой работник в своем стремлении сделать для себя вынужден делать для других, а другие, в свою очередь, делают для него, чтобы получить для себя. Тем самым создаются материальные условия для воспитания нового человека.

10. Вся описанная совокупность производственных отношений, как видите, имеет взаимосвязь между собой, каждое производственное отношение вытекает из самого хода устранения противоречия между производительными силами и производственными отношениями, существующее в капиталистическом обществе. Реализация данной совокупности производственных отношений производства, обмена и распределения с одной стороны, порождает необходимость организации управления производством непосредственно самими рабочими, а с другой стороны, создает возможность, чтобы рабочие могли управлять общественным производством, ибо рабочие могут управлять производством только при том условии, что учет производства ведется по рабочему времени. А кто управляет в материальном производстве, тот управляет и в государстве, ибо само государство есть аппарат господствующего класса, господство которого как раз и выражается в материальном производстве. Кроме того, рабочие, управляя производством, будут вынуждены привлекать людей к участию в производительном труде, а тем самым привлекать их к управлению производством, и как следствие, на смену управления людьми приходит управление вещами.

11. Чтобы осуществить социальную революцию, заключающуюся в ломке всей совокупности производственных отношений на весь период переходного периода необходимо государство рабочих, чтобы 1) уничтожить эксплуататорские классы; 2) бороться с проявлениями мелкобуржуазных, частнособственнических привычек людей, которые только что вышли из условия капиталистического ада. Но государство не уничтожается и после установления коммунистических производственных отношений. И вообще в вопросе о государстве даже не может стоять требование его уничтожения, подобно тому, как уничтожается товарное производство, государство отмирает в процесс развития производительных сил и становления новых общественных форм самоуправления в процессе развития коммунистического общества. Созидание коммунистических производственных отношений есть в то же время и созидание условий  постепенного отмирания государства. По мере того, как будет уничтожаться подчинение человека разделению труда, как будет развиваться самоуправление производственным процессом и общественными делами, как в людях будет воспитываться привычка трудиться для всех, а труд будет становиться естественной потребностью человека, будут постепенно отмирать те или иные функции государства. Поэтому, окончательно вопрос об устранении государства будет решен в ходе развития общества на базе данных производственных отношений.

12. И последнее, каков критерий того, что возникает невозможность возврата назад. История развития человечества показывает, что только изменения в самом процессе труда создают такие условия, при которых возврат назад становится невозможным, а эти изменения, как нам уже известно, определяются уровнем развития производительных сил и соответственно производительной силой труда.

а) Если посмотреть на крестьянскую войну в Германии начала 16-го века, то мы увидим, что она проходила под осознанием несправедливости и неравенства существующих общественных порядков того времени. Борьба за справедливость и равенство проходит красной нитью крестьянских восстаний, но все свои идеи о равенстве и справедливости черпались из прошлого, памятуя родовые отношения. Но достичь своих целей: получить справедливое общество, - данному движению было не суждено. Существующий уровень развития производительных сил и производительности труда, с одной стороны, переросли родовые отношения, основанные на коллективном производстве в силу примитивности орудий труда, а с другой стороны, слишком недоразвиты, чтобы породить единую общность, основанную на общем производстве. Имеющийся уровень развития производительных сил делал, с одной стороны, возможным, а с другой стороны, необходимым, чтобы все общественное производство  было раздроблено между обособленными товаропроизводителями, ибо процесс труда любого предмета потребления представлял собой индивидуальный процесс труда.

б) Капитализм вырос из ремесленного производства, но он революционизировал процесс труда, превратил индивидуальный процесс труда ремесленника в коллективный, общественный мануфактурный процесс. Ремесленник последовательно выполнял все операции по превращению веществ природы в предмет потребления. В мануфактуре весь этот процесс был раздроблен между частичными рабочими, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию, посему сам созданный предмет потребления стал продуктом коллективного труда. Частичный рабочий был не способен осуществлять все операции, который выполнял ремесленник, он мог только участвовать в производственном процессе в качестве члена единого производственного коллектива, возврат к ремесленному производству стал невозможен. А капиталистическое мануфактурное производство, основанное на  найме свободного рабочего, вступило в противоречие с феодальным производством, основанным на зависимости крестьянина от феодала, т.е. капиталистическое производство вступило в противоречие с феодальной собственностью. А разрешение этого противоречия осуществляется только посредством политической революции, уничтожения феодальной государственности, защищающей феодальную собственность.

в) Почему так легко произошла реставрация капитализма в СССР и иных социалистических странах? Да, потому, что советское производство, как по содержанию, так и по форме насквозь было пропитано буржуазностью. Во-первых, сохранялась товарная форма продуктов труда. Во-вторых, человек в производстве сводится к стоимости его рабочей силы. В-третьих, организация процесса труда на отдельном предприятии ничем не отличалась от того, что мы видим на любом капиталистическом предприятии. В-четвертых, сохранилось подчинение работников существующему разделению труда, что выражалось в отделении управленческого труда от производительного труда. Ничего менять не надо, необходимо только одно: поменять вывеску «государственное предприятие» на «частное предприятие», и это мастерски было осуществлено в результате приватизации.

Только, уничтожив товарность и создав планомерную организацию общественного производства, что позволяет распределять предметы потребления по труду, мы создадим такие условия, при которых создатели всего вещественного богатства непосредственно управляют общественным производством, и тем самым создадим условия, когда возврат назад становится невозможным.