К методике историко-языковых реконструкций
(Сведения о книге правильного языкознания)
Модель историко-языковых реконструкций.
Инакомысленные материалы к теории ср.-истор. языкознания. Кн. 1. Выборочная история лингвистики. 2012, 496 с.
Аннотация
В книге рассмотрена история лингвистики, касающейся природы и сущности языка, а также принципов его исторического развития. Замечено два принципиально разных подхода в разумении языка – конструирующая практика, создающая усреднённые грамматические модели сравниваемых языков (компаративистика, организованное языководство), и реконструирующая теория, нацеленная восстановить реальную жизнь языков (неорганизованное языковедение). На путях их плохо осознаваемого взаимодействия и происходило становление лингвистики как науки, всё ещё остающейся не более чем мифологией, но в настоящее время находящейся на пороге первой научно-поэтической адекватности, открывающей никому не известную историю и создающей новый мир. Предлагается введение в технологию этого общего восстановительного дела.
Оглавление
Предисловие.................................................................................................... 3
Книга 1. Выборочная история лингвистики.
История моделей реконструкций сравнительно-исторического языкознания и лингвистической компаративистики
Донаучное дознание языка...................................................................... 12
Поиск предмета и системы СИЯ............................................ 12
Гумбольдт................................................................ 15
Первые компаративисты............................................ 28
Русские иные компаративисты 36
Шляйхер.................................................................. 46
Потебня................................................................... 55
Младограмматики..................................................... 73
Шухардт.................................................................. 77
А. Марти.................................................................. 80
Бодуэн де Куртэне...................................................... 86
Фортунатов.............................................................. 94
Крушевский............................................................ 100
Де Соссюр............................................................... 103
Академическое завершение донаучного дознания................................. 125
Научное узнание языка........................................................................... 127
Поиск начал СИЯ......................................................................................... 127
Самомнимый элементаризм.......................................... 127
Мейе....................................................................... 127
Марр...................................................................... 138
Реалистический органицизм.......................................... 169
Образовательный топологизм (морфологизм).................. 171
Шпет..................................................................... 172
Обозначенная логистика............................................... 181
Мировидческий схематизм (схиматизм)........................... 186
Блумфилд................................................................ 187
Витгенштайн........................................................... 190
Лосев...................................................................... 195
Жинкин................................................................... 200
Трубецкой................................................................ 206
Бахтин....................................................................... 222
Академическое завершение начального познания....................... 234
Поиск метода СИЯ..................................................................................... 240
Персоналистический универсализм................................ 240
Уорф...................................................................... 241
Якобсон.................................................................. 245
Филологический семантизм.......................................... 264
Ельмслев.................................................................. 265
Винокур................................................................... 276
Схольный (школьный) космогонизм............................... 284
Сводеш................................................................... 286
Гринберг................................................................. 291
Панов..................................................................... 293
Системный аксиоматизм............................................... 310
Чомский.................................................................. 310
Гамкрелидзе и Иванов................................................. 317
Апресян................................................................... 341
Иллич-Свитыч.......................................................... 345
Когнитивный (не/компетентный) методизм...................... 362
Родовой идеологизм (Падучева, Вежбицкая, Лэйкофф) 363
Цеховой концептуализм
(Чудинов, Барулин, Старостин)................................... 375
Семейственный меризм.............................................. 415
Поэтико-логическая практика....................................... 426
Сократная сказка истории......................................... 432
Поиск теории СИЯ...................................................................................... 484
Эгоистический перверсизм........................................................... 485
Заключение....................................................... 491
Книга по этой теме, добавленная для продажи: "Модель историко-языковых реконструкций. Инакомысленные материалы к теории ср.-истор. языкознания. Кн. 1. Выборочная история лингвистики. 2012, 496 с."