О «нет ничего», «ничто», «пустоте»

(С чего всё начинается. (фрагмент из книги "Маргинальная арифметика"))

26 июля 2020 г. 17:41

Однажды я спросил у товарища: Можешь ли вообразить  индусское «нет ничего»? Он признался, что сделать это не может, хотя таких как он считают энциклопедистами. Прошло более десятка лет и я услышал неожиданный вопрос: Как я объясню понятие «НИЧТО»? Действительно как найти начало начал, где рождаются бесконечности и где они исчезают? Можно ли вообразить это «ничто» и что для этого нужно? Собственно,  я сталкивался с индусским «нет ничего» у Брамана Чаттерджи в его «Сокровенной индусской философии». Тогда мне удалось осмыслить, как я думаю, основные моменты (характеристики) этого понятия. В «нет ничего» нет ни времени , ни пространства, по причине отсутствия системы координат, скажем, совпадающей с нашим трёхмерным вариантом восприятия окружающей действительности.   Поэтому нет изначально  ни расстояния между виртуально воображаемых точек, ни конкретизированного вектора. Всё это по простой причине, отсутствия инструментов соотношения, которые находятся  вне этого  «нет ничего». Они являются качеством нашего сознания в виде инструментов нашего воображения.  

         .Вот и всё, что необходимо запомнить в первом подходе  о «нет ничего».  Выводом останется  то, что «нет ничего» является тем чистым виртуальным (вымышленным) «листом», на котором наше воображение будет возводить всевозможные виртуальные картины. Эти построения будут основываться на соотношениях  между воображаемыми точками (объектами). Соотношения могут быть (изначально рассматриваться) только парными, но одновременно воображаемая (виртуальная) точка может иметь бесконечное количество парных соотношений одновременно.

Что же касается термина «ничто», то  вопрос был задан человеком, который вкладывал в это слово нинятие, выраженное фразой «нет ничего». Но «ничто» мне хочется рассмотреть немного в ином ключе, чтобы немного подтолкнуть к иному варианту осмысления понятия.

Для этого воспользуемся нумерацией всех букв современного русского алфавита. Далее в книге «Маргинальная арифметика» будет детально рассмотрен современный русский алфавит и связь его с цифровым рядом.  Имеем Н(15) – И(10) – Ч(25) – Т(20) – О(16). Записываем иначе, применяя «духовный»  вариант чисел. 6-1-7-2-7.

Вспоминаем, что мы «считаем» до семи (1-3-5-7) и обратным вариантом  счёта является 8-6-4-2.  Так представлены два встречных воображаемых процесса в виде двух вложенных  друг в друга цифровых рядов.

Здесь ряд 1-2-3-4-5-6-7-8 как говорилось раньше, можно представить вложенными сферами: 1-8, 2-7, 3-6, 4-5. И соответственно 8-1, 7-2, 6-3, 5-4. В данном варианте можно интерпретировать (притянуть за уши), что  стороны 1 и 6 своих пар разделены парой , обозначающих уровень (сферу) 2-7 (7-2) как бы говоря, что решения  (объяснения) как такового быть не может из-за сочетания взаимно исключающих позиций 2-7 и 7-2. Но суммарно имеем «духовную» пятёрку.

Данное нелогичное, казалось бы, выводы сделаны  в поисках возможного , более понятного варианта объяснения. Возможно, со временем проявится более конкретный смысл. Впрочем, 6-1 и 7-2 представляют матричную формулу  7-6—2-1 или 6—2-1—7 в привязке к оставшейся семёрке, выражающей ограничение. Можно предположить, что «ничто» выражает иную, недоступную плоскость для воображения. Хотя бросается в глаза, что и в одном, и другом варианте можно усмотреть своеобразные алгоритмы  и везде присутствует пятёрка. А может быть, шестёрка и четвёрка? Это в зависимости как считать. И  здесь приходиться вспомнить о славянских «чертах» и «резах». Можно встретить это сочетание как название древней письменности, а с отдельной трактовкой терминов «черты» и «реза» дело обстоит сложнее, по крайней мере с термином «рез».

В виду того, что мы берём для рассмотрения воображаемый линейный вариант дробления (ограничения) в нашем примере черты и резы, то можно предположить, что изначально черта ограничивала , а затем делила (дробила) резы. Получалось всегда черт больше, чем получившихся при этом резов. Черты выступают ограничителями заключенных между ними резов (отрезков).  Всё это говорится для того, чтобы разобраться в наших появляющихся соотношениях. И действительно, можно «Н» (15) , например, считать резами и чертами. Соответственно, получится 15 черт или 14 резов. Так при рассмотрении позиции буквы или слога придётся ещё долго гадать, что именно выбрать при объяснении по той причине, что в процессе словообразования возможно сочетание  количества черт и резов по непонятным до конца этих правил

В примере с «ничто» имеем последовательность 15-10-25-20 и вдруг 16. Но от 16-й позиции до 20-й включительно имеем пять позиций. И хотя можно найти иное объяснение этому, следует запомнить подобный вариант

А для иного варианта объяснения этого нюанса можно предположить, что ярко выраженная последовательность в десятичной (десятеричной) системе счисления завершается переводом в другое счисление. В 8-ричной  системе счисления 16=20.

Что можно заметить ещё в попытке анализа термина? По своей форме графема «Н» указывает на то, что ею обозначен один из центров буквенного ряда. Двигаясь от большего значения к меньшему в слогах, мы придём из одного, я бы назвал равновесного центра, в другой центр, больше выражающий своеобразное ограничение.

Думаю, что упражнения в подобных инсинуациях в качестве предположений можно продолжить, т. к. это чрезмерно полезно для развития способности мыслить абстрактно. Хотя изначально можно остановиться на выводе, что «нет ничего»  или «ничто», «пустота» — это отсутствие пространства. где пространство выступает в  роли возможности проявления времени, где время  является последовательностью мерных повторяющихся циклов.

Думаю, такое определение надолго удовлетворит нас в наших виртуальных построениях. Помня этот вывод, можно смелее оперировать с виртуальным пространством, где всегда можно «включить» сопоставление с реальностью. Но следует помнить, что в «нет ничего» нет ни расстояний, ни векторов, и наши умозрительные построения, всё-таки, находятся в нашей голове, а не в «ничто» («нет ничего»). 

Интересно отметить, что человеческий мозг порождает внутри себя три плоскости системы координат, которые позволяют выстраивать соотношения на основе относительности чего-то к чему-то.

Возвращаясь к «ничто» («нет ничего»), которые представляются здесь  через буквы современного русского языка, следует отметить, что как и наше мышление, так и предмет анализа несёт в себе дух пятёрки.

В заключение можно сделать ещё один очередной вывод: «Ничто» («нет ничего», «пустота») – это условность, порождённая нашим мозгом,возможно для виртуального обозначения своеобразного чистого листа как основы, откуда можно начинать заниматься умозрительной архитектурой.

Ну, а если читателя не устраивает пространство в виде возможности или условности нашего мозга, то можно предложить вариант субстанции, находящейся в равновесном состоянии.

Допускаю мысль, что дочитавших до конца вышеизложенное осталось гораздо меньше, чем было изначально. Это вполне ожидаемо. И уже мозг  пытается понять правильно ли это? И опять предположения, утверждения, выводы. Стоит ли напрягаться и тратить время на абстрактное мышление?