Хронология истории по эпосу

(О правильной увязке дат на основе логики структур)

22 ноября 2020 г. 16:38

«Опыт философии литературы. Анализ содержательной формы в теоретическом и историко-литературном аспектах». 1989-1990 гг., 188 с.

АннотацияОчерк теории литературы (структура произведения) и истории всемирной литературы (в ключевых проявлениях жанра эпоса) с определением основных законов развития литературы, абстрактного содержания жанров, периодов, образующих абсолютную шкалу хронологии для социально-исторических образований.

 

Содержание

1. Введение  3

2. Глава I. Теоретический анализ  содержательней формы (Структура художественного произведения)  8

3. Глава 2. Исторический анализ содержательной формы (Всемирная история космогонии – литературной онтологии) 

4. Космогония – особый жанр внутреннего мира 34 

5. История космогонии природы (до 0 вв. н.э.)  –  становление художественного образа  как космогонии  38

6. История социальной космогонии (0 вв. н.э.- 1881 г. н.э.)  –  становление космогонии как художественного образа  64

7. История космогонии сверхприроды и сверхчеловека (1881 г. – наши дни) – становление стиля как космогонии 100

8. Хронология и периодизация168

9.    Заключение         

10. К вопросу о филологии 176

11. Критика полученного результата 178      

12. Литература 180

 

 

 

Фрагмент из части "Хронология и периодизация", с. 168-172

До сих пор мы ничего не говорили о хронологии и, очевидно, обходились с ней очень вольно. Между тем любая хронология – следствие логического наблюдения над временем. Если историю строить по имеющимся датировкам, то это значит с самого начала занять некритическую позицию, стать на точку зрения обыденного представления об истории. Наоборот, когда установлены и показаны логические связи и соответствия между конкретными историческими фактами, представление об истории можно существенно изменить.

Если в первый период западные космогонии появились в действительном историческом следовании: "Гильгамеш" – 23-21 вв. до н.э., гомеровский эпос – 8 в. до нэ., "Теогония" – 7 в. до н.э., – то восточные, наоборот, шли против течения времени: "Пополь-Вух" – 1554-58 гг., "Махабхарата" – до 4 в. до н.э. (письменная фиксация 3-4 в. н.э.), Ветхий Завет – 12-2 вв. до н.э. Между двумя формами первого этапа прошло ни много ни мало две с половиной тысячи лет. Первый период, как мы помним, был не только становлением художественного образа, но и – становлением истории, когда временем не связанные явления постепенно синхронизировались на основе имеющейся логической связи. Т.к. синхронизация Запада и Востока случилась лишь к Рождеству Христову, то именно с этого момента и начинаются литературная человеческая история – человек стал единым историческим существом.

Но в первый период не было не только истории-времени, но и истории-пространства. Западный, по принципу, "Гильгамеш" возникает в центре Востока[1], по нынешним ориентирам, а восточный «Пополь-Вух» – далеко на Западе. Становление истории на Востоке происходит не в виде последовательного движения времени, а в виде пространственного перемещения с Запада на Восток (в западном направлении). По восточным произведениям нужно классифицировать пространство истории, по западным – время. Соответствующая той или иной динамической форме пара всегда будет находиться западнее места возникновения первой. Западные формы потому и "считают", фиксируют время, что они – это жизнь художественной материи, духа.

С Рождества Христова история становится правильной, все её восточные и западные пространственно-временные этапы тождественны, одномоментны. Сомнение может вызвать лишь «Троецарствие», но его современная датировка – 1320-е годы – все больше подходит к известной датировке «Божественной комедии», к 1321 г. (см. Рифтин, 1984, с. 6).

В третьем периоде все смешалось в доме литературы. В одном историческом пространстве появилось несколько Востоков-Западов и несколько хронологий. Но т.к. все произведения по содержаниям и структурам тяготеют к одной системе, связывающей их в круг, в одно суперпроизведение, есть возможность расположить их соответственно ходу лет.

 

Авеста 11-6 вв. до н.э.

Пополь-Вух, 1554-56 гг.                 Эпос о Гильгамеше, 23-21 вв. до н.э.

Индийский эпос, 6 в. до н.э.          Гомеровский эпос, 8 в. до н.э.

Ветхий Завет, 12-2 вв. до н.э.         «Теогония», 7 в. до н.э.

                                          Новый завет, 1-2 вв. н.э.

«Троецарствие», 1320-е гг.            «Божественная комедия», 1321 г.

«Мёртвые души», 1835-52 гг.        «Человеческая комедия», 1836-51 гг.

Романы Толстого, 1863-99 гг.       «Ругон-Маккары», 1871-93 гг.

                               «Чтения о Богочеловечестве», 1878-81 гг.

                               «Так говорил Заратустра»,  1881-85 гг.

 

«Петербург»                                            «Улисс»

«Доктор Живаго»                                   «Доктор Фаустус»

                               «Шум и ярость»

Дилогия Гроссмана     «Йокнапатофская сага»

                              

«Архипелаг ГУЛаг»                               «Осень патриарха»

                           «Игры современников»

«Время и место»            «Эстетика сопротивления»

 

Космогонии стиля 20 в. связываются в сплошное круговое полотно космосов, в котором старые отношения восточной и западной форм уже неразличены, а отношения новых Востока и Запада едва намечаются: воскрешающая космогония, насколько она уже сложилась в одно произведение, дана в связи дилогии и саги и в отсутствии связки двух "Игр" в центра круга; моделирующие космогонии расположены по окружности. Нео-Восток со всех сторон окружается нео-Западом. Следует помнить, что это различение дано лишь в качестве наведения на цель, т.к. на самом деле эти формы еще не сошлись в третьем периоде в одну.

Как можно думать, первый период длился приблизительно 22-21 век, второй – I9-20 веков, третий – I век. Явная диспропорция продолжительности периодов позволяет говорить  об аберрации («оберации») видения, полагающего современность более важной, чем прошлое. Лучший аргумент против этого – анализ логического содержания истории и непосредственное самочувствие человека, ясно сознающего, в какое плотное время он живет в 20 веке. Впрочем, хронологическая диспропорция – тоже лишь видимость, произвольное называние границ периодов.  Если мы берем для первого периода точкой отчёта «Гильгамеша», то и во втором должны брать «Комедию» Данте: второй период автоматически уменьшается до пяти веков. А 21, 5 и 1 - никак не выглядит диспропорцией, а тяготеет уже к убывающей прогрессии.

Это станет тем более очевидным, если мы посчитаем время литературы в системе координат религиозной космогонии. Точнее, поскольку реальнее время каждого периода проблематично, мы будем исходить из того, что логическое время для каждого периода - одно и то же. Заметив, на какое место в каждом периоде падает религиозная форма, можно будет определить соотносительное время религиозной и литературной форм.

 

История, движение времени - - - - - - - >

_____|  _____|  _Гил|  _Или|  _Тео|

                                                  Аве

__Тео|  _____|  _Бож|  _Чел|  _Руг|

                 Зав

__Руг|  _____|  _Ули|  _сага|  _Эст|

          Зар

 

В этой схеме каждый период предстает как замкнутый цикл, состоящий из четырех этапов. По тому хронологическому смещению, которое совершается с религиозной формой, можно сказать, что каждый следующий период по сравнению с предыдущим реализуется в четко отмеренное время. Даже внешнее наблюдение этой прогрессии позволяет сказать, что первый период длился никак не меньше сорока веков, а предстоящий – будет тянуться не более пятидесяти лет (считая с 1981 г.).

По этой схеме можно сделать еще одно любопытное наблюдение: в каждый период имеется одна, не занятая литературой ступень, очевидно, предназначенная для религиозной формы. Но т.к. из всех религиозных космогоний только Завет является подлинно эстетической, то он один и занял свое законное место в литературном ряду. Моральная религия (Авеста) возникает позже своего литературного содержания, научные (философские) религии – раньше. Но поскольку моральная, эстетическая и научная религии – все это последовательные стадии одной формы творения и познания, постольку в историческом развитии научная форма постепенно опережает литературную. Отсюда: литература должна делаться все более и более сознательной, творимой по наукой познанным законам, и потому должна постепенно становиться научной отраслью (что равно: наука – отраслью литературы).

Есть смысл построения функций истории и в системе координат с осями "время" и "пространство".

 

Картина получается очень интересной. Отчетливо видно, как устанавливались время и пространство и насколько их единство разное в каждом из трёх периодов.

[1] Что позволяет считать его восточным произведением: «Образ Гильгамеша на укладывается в обычные представления об искусстве древнего Востока как об искусстве, лишенном интереса к проявлению человеческой .личности» (Дьяконов, 1958, с. 23),