"Страшный СССР на старых фотографиях"

(М. Мирович о том, чего не хочет знать)

6 октября 2021 г. 11:57

Комментарий от ЮРа:

Начну, как очень любит сам М. Мирович.

Так, друзья, фотографии в самом деле подлинные, интересные, точные и показательные. Но всё же не в том смысле и ключе, как это преподносит Мирович, сравнительно молодой ещё белорусский оппозишн-блогер, «созданный для океана». Его интерпретации не только и не столько тенденциозны, но поверхностны и прямо ошибочны по сути.

Он и начинает-то с характерной опечатки (как бы разоблачения сокрытого): «Неизвестные фотоснимки фотографа из Сыкрывкара Сергея Зиновьева. В 1977 году жена подарила Сергею первый фотоаппарат "Смена 8М", а у знакомого фотографа в Краснодаре Сергей заполучил вспышку (выменял её на модную клетчатую рубашку) — и с тех пор снимал советский быт семидесятых и восьмидесятых годов» (https://mirovich.media/583880.html?utm_source=nc&utm_medium=interesting). А мораль и вовсе неприхотлива: «Спросить бы у этих людей тогда — вам нужны советские полёты в космос, может быть они как-то улучшили вашу жизнь?».

По-моему, тут пример абсолютно неприкрытой демагогии. Это напоминает мне детски-циничный прикол влюблённого подростка: «А представь, как она какает!». В данном случае Мирович, как минимум, смешивает этнографические наблюдения с идеологией. Если даже наблюдения верны, это не значит, что идеология была плохой или ложной. Явления совершенно разных сфер.

Идеологию нужно опровергать по сути, как систему ценностей и как инструмент целеполагания, обуздания, примирения. Как инструмент власть предержащих советская тотальная идеология была идеальной, не случайно, инструмент перенят сейчас всем «цивилизованным» миром, частично сохраняясь и у нас (что плохо: частичное не работает как прежде, а нового, не тотального, нет). Как система ценностей советская идеология была, увы, мелкой, слишком приземленной (коммунизм, благосостояние, догнать и перегнать). К сожалению, только она сейчас и доминирует, причём шаржированно: каждый имеет право любой ценой перегонять другого в благосостоянии личного коммунизма.

Ни о чем этом Мирович даже не думает. Он впечатляется лишь внешними эффектами быта, не понимая сути.

Видимая бедность, убогость, неприхотливость была и будет всегда. Всегда были и будут люди, которые либо не могут сами, либо не хотят (умыться, подтереть задницу, вымыть посуду, отремонтировать забор и т.д.). Вот почему всегда можно наснимать много чего. Но суть проблемы не в штучных видах, а в системе. Если есть система, которая стремится улучшить жизнь всех, ставя каждому космические цели, то всё в порядке. Советская система была, и была такой до некоторого момента. Потом она сломалась, а новая не создана, несмотря на множество появившихся европейских видов в городах страны.

Это не значит, что я не доверяю снимкам С. Зиновьева. Его фото показывают как раз космических, подлинных людей, хоть и у самой сохи или у разбитого корыта. Чего Мирович не видит, в отличие даже от Зиновьева.

Дело не в органах зрения, а в способности понимать. Старое, вымирающее поколение обладало этой способностью. Напомню гораздо более впечатляющие картины. «История Аси Клячиной» А. Кончаловского точно документировала 1967 г., где в одном кадре то и дело самая древняя крестьянская жизнь и модерные на то время самолёты и танки. А «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа: из 1984 г. о 1930-х.  При первом просмотре мне казалось, что это о 40-х (уж больно неказистым выглядел провинциальный городок Унчанск, а при этом – с трамваем). А между тем это были виды Астрахани из начала 1980-х, а изображали они Ленинград 1930-х.

Просто эти авторы понимали суть времени, в котором одномоментно присутствуют сразу все эпохи истории и уровни развития, отчего и стойкость жизни, и высота достижений максимальны.