О колонизации вендами Прибалтики

(Варяги приходили не только на Русь, но и в Прибалтику)

3 января 2022 г. 22:36

 

Несмотря на то, что уже давно в науке было отмечено присутствие балтийских славян на северо-западе Руси, значительно меньше уделялось внимания колонизационному движению балтийских славян, варягов, из юго-западной Балтики в земли Прибалтики, лежащие на пути следования на Русь.

О миграции населения с юго-западного побережья Балтики в Северо-Западную Русь писали многие исследователи (1). Археологические находки в Ладоге и других древнерусских поселениях северо-запада Руси надежно фиксируют следы балтийских славян. В.В. Фомин приводит целый комплекс научных данных, подтверждающий присутствие значительного количества балтийских славян на северо-западе Руси. Это и данные нумизматики (работы В.М. Потина), и широкая представленность керамики балтийских славян (фельдбергского и фрезендорфского типа) на городищах древней Руси(С.В. Белецкий, Я.В. Станкевич, Г.П. Смирнова, В.М. Горюнова, П.Д. Малыгин, П.Г. Гайдуков, А.М. Степанова), и данные антропологии (В.П.Алексеев, Т.И. Алексеева, Ю.Д.Беленовский, Г.М. Давыдова, Н.Н. Гончарова), которые показали близость населения Северо-Западной Руси к западнобалтийскому типу, и наблюдения в области лингвистики, обнаружившие влияние западнобалтийских славянских диалектов (Н. М. Петровский, Д.К.Зеленин, С.П. Обнорский, А.А. Зализняк), и характер домостроительства и особенности фортификационных сооружений (В.В. Седов, С.Н. Орлов М.К.Каргер, М.Х. Алешковский, Г.С.Лебедев, А.А. Розов, И.И. Еремеев) (2).

Трудно себе представить, что балтийские славяне, стремясь на Русь,  на Восток, и в Византию по рекам Руси, проплывали все время мимо Прибалтики, никак ей не интересуясь. Кроме того, Прибалтика испокон веку притягивала к себе торговцев со всего света из-за добычи янтаря. Хотя исследователи еще в XIX веке обратили внимание на присутствие балтийских славян, вендов, на территории Прибалтики, эта тема не получила достаточного развития. Сейчас же, когда пошла очередная волна моды на норманизм, а в Прибалтике в связи с развитием национализма не приветствуются работы, которые исследуют присутствие в Прибалтике еще каких-либо этнических групп кроме «балтов» в раннем средневековье, исследования в этой области существенно сократились.

В древнерусских источниках практически не отражено присутствие балтийских славян (варягов) в Прибалтике, но в ПВЛ летописец указывает, что варяги селятся вдоль берега Балтийского моря, от земли агнянской (земли англов на полуострове Ютландия до их выселения в Британию) до предела Симова, те. Волжской Булгарии. («по сему же морю сѣдѧть Варѧзи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова по т[о]муже морю сѣдѧть къ западу до землѣ Агнѧнски и до Волошьски»)(3). Фактически эта цитата показывает, что варяги селятся вдоль всего южного побережья Балтийского моря, начиная от самого юго-западного угла Балтики в землях вагров и заканчивая Финским заливом и речными коммуникациями, ведущими в Булгарию. Летописец не выделяет каких-то особых территорий на южном берегу Балтийского моря, где живут варяги. Для них нет ограничений и, соответственно, мы должны находить следы их присутствия в Прибалтике в ту эпоху.

Западные средневековые источники фиксируют балтийских славян на востоке Балтики в основном под их общим названием венды. Это же подтверждают и данные топонимики, а также особенности названия русских у финоязычных племен восточной Балтики.  Есть указания и на представителей отдельных племен балтийских славян. Кроме того, в Прибалтике также фиксируются Руссии, как и в землях балтийских славян.

Показательным является тот лингвистический факт, что "национальное имя русских у эстов Wene, Wend, Wenelane, Wendlane, у финнов Venajä, Venät, Veneläinen» (4). Это означает не только то, что чудские и финские племена во многом отождествляли балтийских и восточных славян, но и то, что такое название не могло возникнуть, если бы не было непосредственных контактов с самими балтийскими славянами.

О колонизационном стремлении балтийских славян на восток можно догадаться и по сообщениям Адама о виссах, которые у него обитают далеко на востоке Балтики, где-то возле амазонок (IV.19).   «Там есть также те, которые зовутся аланами или альбанами, а на своем собственном языке – виссами; они – безжалостные амброны и рождаются с седыми волосами» (5).  Обычно их сопоставляют с летописной весью. Но Адам отождествляет их с вильцами. «Схолия 124 (120). Они на своем языке зовутся вильцами; это чрезвычайно жестокие аброны, которых поэт называет гелонами» (6). Это же делают и редакторы текста Адама, когда в некоторых списках заменяют виссов на вильцев. Хотя Адам знает, что вильцы на юго-западном побережье Балтики обитают не дальше Одера, он все равно отождествляет виссов с вильцами, тем самым подразумевая, что последние плавают далеко на восток Балтики и селятся там. Летописная весь обитала возле Белого озера. Но из рассказа о призвании Рюрика и его братьев мы знаем, что и варяги были и на Белом озере. По-латыни оно называется Lacus Albus. Отсюда, скорее всего, и отождествление виссов с альбанами у Адама Бременского. 

Сведения Адама Бременского о виссах перекликаются с рассказами Саксона Грамматика.  Конструируя свою  героико-патриотическую историю данов Gesta Danorum Саксон Грамматик (нач. XIII в.) хотя и использовал скандинавские  и германские предания и легенды, а также сюжеты из античных и средневековых авторов, тем не менее, опирался на определенную этнографическую картину Северной Европы, оперируя соответствующей терминологией (этнонимы, хоронимы, топонимы, гидронимы) и географическими представлениями. В частности,  в связи с сообщением Адама Беменского о виссах, интересен рассказ Саксона (8.2.5) о Бравальской битве, где участвует дева-воительница Висна(Wisna): «Висна, женщина сурового склада и весьма опытная в ратном деле, была предводительницей склавского войска» (7). Висна выступает предводительницей войска склавов, под которыми понимаются балтийские славяне и, как мы видели у Адама, виссы живут возле амазонок.

Саксон (6.5.14) приводит и легендарный рассказ о походе скандинавов совместно с балтийскими славянами во времена Старкадера в Прибалтику. И тут же рассказывает о победе Старкадера над богатырем Висинном, который когда-то поселился на Руси.  Имя богатыря также перекликается с этноним виссы: «После этого Старкадер вместе с предводителем склавов Вином был послан в восточные страны, дабы воспрепятствовать их отделению. Вместе они сражались с куретами, сембами, земгалами, - в общем, с войсками всех восточных стран, одержав повсюду блестящие победы.

Один прославленный богатырь по имени Висинн, сделавший своим домом и пристанищем скалу под названием Анафиал, что в Русции, "совершал по отношению как к соседним, так и к отдаленным странам всевозможные беззакония"» (8). По всей видимости, этот же богатырь упоминается и в Series runica altera, правда, без привязки к Руси: «Потом был король Фрото, сын Фридлейва, в его время пришел Старкадер сын Сторверка, он убил Висия».(Tum erat Frotho Rex, Frithlefi filius, cujus tempore venit Starkatherus filius Storverki, ille Visium interfecit) (9).

Тот же герой Старкадер затем побеждает и другого богатыря Васке (6.5.15), а в преданиях германцев как Вильце. Имя богатыря является производным от этнонима одного из балтийских славян вильцев (лютичей), и Саксон снова отправляет Старкадера для победы над ним на восток от земель вильцев. «Он отправился затем в пределы Полонии, где в еще одном поединке одержал победу над богатырем, которого даны называют Васке, а тевтоны, иначе располагая буквы его имени, зовут Вильце» (10).

Несмотря на легендарность этих сообщений в них, тем не менее, отражается представление о балтийских славянах на востоке Балтики. Но, кроме этого, в средневековых источниках зафиксированы и вполне историчные свидетельства о плаваниях и присутствии балтийских славян в Прибалтике. Одно из мест в Прибалтике, куда регулярно плавали балтийские славяне, была Земландия (Самбия) в Пруссии.  Об этом свидетельствует Адам Бременский в конце XI века. Балтийские славяне, отправляясь на Русь из своих городов, таких как Ольденбург (Старград) или Волин, заходили и в Земландию. «От этого города (Волина – А. О.) коротким путем добираются до города Деммина, который расположен в устье Пены, где обитают руны. А оттуда – до провинции Земландия, которой владеют пруссы» (11).

На этой территории мы сталкиваемся и с интересным топонимом, замком Витландсорт на берегу висленского залива (впервые упоминается в грамоте 1246 г., затем называется (по имени одного семба) Лаухтиете). После этого замок получает название Лохштедт (Lochstete), которое впервые встречается в "Хронике" Петра из Дюсбурга (12). Вполне возможно, что замок возник на месте или рядом с ранее существовавшим прибрежным торгово-ремесленным поселением. А.А. Молчанова пишет как раз о подобном поселении, открытом в Пруссии археологами: «Одним из таких вероятных промежуточных пунктов можно назвать открытое торгово-ремесленное поселение Трусо, который существовал на юго-западной окраине прусского ареала в примерном хронологическом промежутке между 700 и 880 годами н.э. Как показывает археологический материал, здесь фиксируются четкие следы западнославянского населения» (13).

Известны и военные набеги балтийских славян на Пруссию и близлежащие земли. Испанский еврей Ибрагим бен-Якуби, побывавший в землях прибалтийских славян в 965-966 гг., знал, как о восточных русах, так и о балтийских, и указывал, что последние нападают на кораблях на пруссов с запада:  «Жилища брусов у окружающего моря(т.е. Балтийского – Н.Т.) ... И производят на них набеги русы на кораблях с запада» (14).

Арабский географ XII в. Идриси пишет о городе Гинтийар: «Это

большой, цветущий город, [расположенный] на высокой горе, на которую невозможно подняться. Его жители укрываются на ней от приходящих по ночам русов» (15). Гинтийар (от прусск. gintars - "янтарь"), скорее всего, следует отождествлять с поселением Кауп, расположенным на Самбийском полуострове во многом аналогичном поселению Трусо (16). Как справедливо замечает по этому поводу С.А. Колтырин: «Из приведенного фрагмента Идриси можно сделать вывод, что нападения русов на город носят внезапный и регулярный характер. Очевидно, такие нападения были возможны лишь при постоянном нахождении русов где-то в близлежащих землях» (17).

Есть свидетельства и об осаде рутенами (балтийской русью) крепости в низовьях Немана недалеко от Земландии. В хронике Петра Дюсбургского, написанной около 1326 г., есть рассказ об осаде рутенами замка в земле скаловитов возле Раганита, за 9 лет до прихода туда рыцарей Тевтонского ордена (в 1221 г.) (18). Князья Киевской Руси не предпринимали походов и осады крепости в Восточной Пруссии в этот период. В данном случае речь идет именно о балтийской руси.

Об оседании балтийских славян в землях Пруссии, низовий Немана и некоторых близлежащих территорий свидетельствует ряд топонимов, которые приводит В.В. Седов: «Вента — мыс под Клайпедой, Вентас Рагас — в низовьях Немана, Вентос и Вентина — северо-восточнее Клайпеды, Вентин — лес под Елгавой, Вентос Перкасса — в Шауляйском р-не, Вентис — в Мазурии)» (19). Проникновение славян ощущается и на соседних со Скаловией территориях Литвы. В Жемайтии в XIII в. фиксируются такие славянские топонимы, как Медники и Каршув. Впадающий возле Каунаса в Неман приток назывался Свента.

 По соседству с Зенмландией (Самбией) находилась и Неманская Русь.

В Dagome Iudex (ок.990 г.) очерчена граница польского государства, которая по границе Пруссии доходит до места Russe, а затем указывается уже граница Руси, тянущаяся до Кракова (fine Pruzze usque in locum, qui dicitur Russe, et fine Russe extendente usque in Craccoa) (20). Пруссия не имела соприкосновения с Киевской Русь и единственной Русью, которая примыкала к Пруссии, была Неманская Русь. По всей видимости, о ней же сообщает и Петр Дюсбургский, размещая ее возле Мемеля: «Земля Пруссксая границами своими, внутри которых она расположена, имеет Вислу, Соленое море, Мемель, землю Руссии, княжество Мазовии и княжество Добжиньское» (21).

Упоминание Неманской Руси есть у Адама Бременского (ок. 1075 г.), где она расположена по соседству с Земландией, которую он считает островом (IV,18):  «Третий остров зовется Земландией и расположен по соседству с русами(Ruzzi) и поляками; населяют его сембы или пруссы…»  (22).

В схолии 24 рассказывается, что Болеслав I в союзе с Оттоном III (983-1002) выступил против пруссов и Руси.  «Христианнейший король Болеслав в союзе с Оттоном III подчинил себе всю землю славян, а также Русь и пруссов, от которых пострадал св. Адальберт; мощи последнего Болеслав тогда же перенес в Польшу» (23). Точно не известно, где воевал Болеслав I, но до 1002 г., он не предпринимал никаких действий против Киевской Руси. Вполне возможно, что его поход против пруссов, затронул и Неманскую Русь, тем более, что с этим походом связан перенос мощей св. Адальберта.

Св. Адальберт пострадал в Восточной Пруссии на территории Земландии или в каких-то прилегающих районах. Адальберт предпринял свою миссионерскую поездку в Пруссию из Гданьска морем в начале 997 года. Миссионерская поездка продлилась недолго. Св. Адальберта был убит 23 марта 997 года. Кведлинбургские анналы сообщают о его гибели у пруссов: «Адальберт, епископ из города Праги, был увенчан у пруссов славным мученичеством 23 апреля» (24). То же самое сообщает и Титмар Марзебургский (IV.28(19)): «…он пытался укротить сердца пруссов, далеких от Христа, уздой святой проповеди, но 23 апреля был пронзен копьем и обезглавлен,...Болеслав, сын Мешко, узнав об этом, тотчас же дав деньги, купил славные останки мученика вместе с его головой» (25). Однако, в хронологическом сборнике (Compilatio Chronologica a Temporibus Caroli M. ad ann. MCCCCX) указывается, что Адальберт пострадал в Пруссии от рутенов-руси: «994. Св. Адальберт, епископ пражский, претерпел мучение в Пруссии от Рутен (Руссов): ему наследовал брат его св. Гауденций (S. Adalbertus, Pragensis Episcopus, patitur in Prucia a Ruthenis: cui successit frater ejus S. Gaudensius)» (26). А.Г. Кузьмин отмечал, что «в некоторых списках убийцами названы «рутены». И вообще в тексте жития часто вместо «Пруссия» значится «Руссия»» (27).

Бруно Кверфуртский пострадал в тех же места, что и св. Адальберт. Наиболее достоверная версия этих событий описана у Титмара Марзебурского (VI.95), который близко знал Бруно. Он сообщает о гибели Бруно в 1009 г. на пограничье Пруссии и Руси: «В 12-й год своего обращения и славного образа жизни он отправился в Пруссию, стараясь оплодотворить эти бесплодные земли Божьим семенем; но грубая почва, из-за разросшихся терниев, не могла быть легко разрыхлена. Когда он проповедовал на границе этой страны и Руси(Ruscia), то сначала испытывал притеснения со стороны жителей, а затем, продолжая нести Евангелие, был ими схвачен и, кроткий, как агнец, ради любви ко Христу, который есть глава церкви, обезглавлен 14 февраля вместе с 18 своими спутниками. Тела сих мучеников лежали без погребения, пока Болеслав, узнав о том, не выкупил их и не приобрёл, таким образом, своему дому будущее спасение. Случилось же это во времена светлейшего короля Генриха, …» (28).

Магдебургские анналы (1009 г.) в качестве гибели Бруно Кверфуртского указывают пограничье Пруссии, Руси (Ruscia) и Литвы. В Кведлинбургских анналах (1009 г.) называется пограничье Руси и Литвы. Лев Марсиканский (II.18) говорил, что он пострадал на Руси (Russia). Петр Дамиани в «Житии блаженного Ромуальда (1041/2)» не только поддерживает версию гибели Бруно от руси (Russi), но и дает пространный рассказ о его гибели (29).

К Неманской Руси, по-видимому, относится рассказ Адама Бременского о том, что кинокефалы оказываются часто пленниками на Руси (IV.19): «Киноскефалы – это те, которые носят голову на груди. Их часто видят пленниками на Руси, и они громко лают вперемежку со словами» (30). Адам помещал кинокефалов вместе с амазонками, либо где-то у Рифейских гор (IV.25),  («С востока к Швеции примыкают Рифейские горы с их пустынными пространствами и глубокими снегами; доступ туда преграждают стада звероподобных людей. Там живут амазонки, киноскефалы и циклопы, у которых во лбу один глаз»), либо на острове (или островах) Балтийского моря (Когда мы идем сражаться с кем-либо, мы выступаем в числе 100000 всадниц; остальные охраняют наш остров". Но вернемся к теме. На указанном острове живут кинокефалы,....") (31). Следовательно, чтобы захватить в плен кинокефалов русы должны были совершить морской поход. Такие сказочные сюжеты о походах в края фантастических существ порождались морской активностью балтийской руси, слава о которой, по всей видимости, докатилась и до Адама Бременского. С сообщением Адама о кинокефалах на Руси перекликается сообщение Бруно Кверфуртского, которое приводит Иэн Вуд: «В своем "Житии Адальберта Пражского" Бруно Кверфуртский, писавший в первом десятилетии XI в., утверждал, что среди пруссов, которые глумились над святым перед его мученической кончиной, были песьеголовые существа» (32). 

Возможно, указанием на Неманскую Русь является упоминание Руси в трактате Теофила Пресвитера «О различных искусствах (1111/40г)», где она упоминается в связи с обработкой янтаря. «..что разумеет Русь в ремесле разных видов электра» (33).

На протяжении всей истории нижнее течение Немана и ее правый рукав назывался Рус. Так он фиксировался на старых немецких картах XVII-XIX вв., До сих пор в нижнем течении Немана есть город Русне (Rusne). В советском справочнике «Восточная Пруссия» 1944 года выпуска можно прочесть следующее: «Правый рукав Рус, длиной около 50 км, течет на северо-запад и у с. Рус в свою очередь разделяется на рукава Атмат и Скирвит, которые впадают в залив Куриш Гаф» (34).

Эта территория непосредственно находилась в Скаловии, само название которой перекликается с названием славян в западных хрониках (склавы).

Герборд (XII в.), также указывает, по всей видимости, на Неманскую Русь(Ruscia), располагая ее северо-восточнее восточной Померании вместе с Пруссией (II.1). «Итак, позади себя Померания в океане имеет Данию и Рюген, остров маленький, но густонаселенный, а над собой, то есть справа от семизвездья(на северо-востоке), имеет Флавию, Пруссию и Русь,… //Itaque Pommorania post se in oceano Daciam habet et Rogiam insulam parvam sed populosam, super se autem, id est ad dexteram septentrionis, Flaviam habet et Prusciam et Rusciam, …» (35). Вопрос с Флавией до сих пор удовлетворительно не решен, но эта территория, как и Русь, находится в непосредственной близости от Пруссии, так как флавы и пруссы выступают совместно против Болеслава III Кривоустого (36).

Ломоносов в споре с Миллером указывал на Русу, как название устья Немана (37). В XIX в. об устье Немана и Куршском заливе писал С. А. Гедеонов: « Неман-Русь. Название нижнего Немана(правого рукава его) до самого устья; иные называют его также Рось…Куришгаф-Русна. Addo probabile quoque esse Prussos ab amne Russo nominatos, quasi dicerentur Porussi et Prussi, i.e. accolae Russi fluminis. Est enim in Russia ostium amnis Memelae, quod. hodieque Russa vocatur. Notum insuper est ipsum lacum Curonensem (das Churische Haff) olim vocari solitum Rusna, ut disertis verbis habent verba Privilegii Pacis inter Vladislaum Jagellonidem Regem Poloniae et Paulum de Rusdorf Magistrum Ordinis Teut. in Cujavia dati(Hartknoch. Dissert. III.64)» (38). (Перевод: я добавил бы также, что называемые пруссами вероятно были(назывались) от реки Русь, похоже произносится Поруссы и Пруссы, т.е. живущие по соседству с рекой Русью. Есть также в Русии устье реки Мамель, которое и сегодня называется Руса. Сверх того, само известное  озеро Куршское (Куршский залив)когда-то по обыкновению называлось Русна, о котором буквально есть слова привелегии мирного договора между Владиславом Ягелло, королем Польши, и Паулем Русдорфом, Магистром Ордена Тевт(онов) в  Куявии подписанном (речь идет о Мельнском мирном договоре от 27.09.1422 между Ягайло Владислав II Ягелло(1386-1434) и великим магистром Тевтонского ордена Паулем фон Русдорфом (1422-1441), по которому передавалась Польше часть Куявии с Нешавой)).

На то же указывал и М.Н. Карамзин: «Сообщим и другое мнение с его доказательствами. В Степенной Книге XVI века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел из Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав Немана или Мемеля Русою, окрестности же их Порусьем» (39). При этом, и само название пруссов (Pruzzi) он связывает с названием реки (40).

Помимо этого, можно отметить, что севернее Немана располагается известный с XIII в. под названиями Rushigen, Rossyen населенный пункт (совр. Русейняй, Расейняй).

Неоднократно уделяли внимание Неманской Руси А. Г. Кузьмин (41) и В.В. Фомин (42). С Неманской Русью связано и появление так называемой «августинской» легенды. Впервые она появляется в «Послании Спиридона-Саввы» и «Сказании о князьях владимирских» (пер. пол. XVI века) «И в то время некий воевода новгородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода и рече: "Съвет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода." Они же шедше в Прусскую землю и обретошя тамо некоего князя имянем Рюрик....» (43). Далее она перекочевывает и в летописные своды (Степенная книга). Нашла отражение эта легенда в Хронографе XVII века Сергея Кубасова. Из текста Хронографа мы узнаем, что предку Рюрика Прусу «дасть кесарь Август грады ляцкие по Висле реке…и варяжские грады Поморские, и преславный Гданеск, и ины многия грады по реке Немонь впадшую в море» (44).

На территории современной Латвии известны как минимум три территории компактного проживания балтийских славян. Описывая крещение вендов орденским священником Даниилом из Торейды в 1206 г. Генрих Латвийский дает и краткую историю пребывания вендов на территории современной Латвии. Это был самый заключительный этап истории вендов в Прибалтике, до того, как они полностью не растворились в местном населении.

«Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но оттуда были опять изгнаны курами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними и очень обрадовались приходу священника. Обратив окрестив их, священник поручил господу насажденный виноградник и засеянное поле, а сам вернулся в Ригу» (45).

Как видно  из сообщения Генриха Латвийского,  первоначально венды селились в бассейне реки Винды ((в средневековых источниках — Wenda, Winda, Venda, Vende, современная Вента)), откуда они были изгнаны куршами. Однако не все славяне покинули места обитания в Курляндии. «Писатели XIII века еще упоминают о целом ряде местностей в западной части современной Курляндской губ., где жили балтийские славяне. Они называют следующие местности: Винда, Бихафеланк(Bihavelanc), Виндаве, Довзаре, Заггара, Цеклись, Пильзатен и Мекгове, из городищ балтийских славян упоминаются следующие: Кретен, Ампиллен, Мутене, Грезен, Амботен, Гробин, Ассеботен, Кульдика и Вентеспильс»

(46). Недалеко от Гробина, несколько южнее в море впадала река Свента, также славянский гидроним. В 1238 г. на развалинах укрепления вендов был построен немецкими рыцарями Гольдинген (47), современная Кулдига вверх по течению Венты на месте впадения в нее р. Алекшупите. С. А. Колтырин приводит также указание на «Rutzow («Руссов»?) на курляндском побережье в области Megowe» (48).

Относительно недалеко от Гробина находился и другой топоним  Шкуды (или Скуды, 1253) (49), который следует соотнести с этнонимом из перечня народов по берегам Балтийского моря, в соседстве с Русью у Адама Бременского (IV.14): «За ним, как говорят, обитают виссы, мирры, ламы, скуты (Scuti) и турки (Turci, возможно искажение от Curci – А.О.), до самой Руси» (50).

Как отмечал Н. Харузин: «Даже в настоящее время, когда бывшее здесь славянское население уже вполне слилось с латышским, жители, населяющие область по Виндаве, отличаются от своих соседей по языку, в одежде и многими обычаями» (51).

В. Ф. Дамбе писал, что "онимы в западной части Латвии, особенно в Курземе, иногда ближе к западнославянским, см., напр., корни kal-, lang-, malk- и др."(52).

Те венды, которые были изгнаны из Курляндии, Северного Курземе, жили некоторое время на Древней Горе, у которой впоследствии возник город Рига. По мнению В.В. Седова Древнюю Гору на основании письменных источников можно отождествить с городищем Даугмале в 20 км восточнее Риги на левом берегу Даугавы, где  «венды жили на Древней Горе, нужно полагать, в XI —начале XII вв.» (53). Кроме того, в рижском уезде встречаются и другие топонимы, связанные с вендами: «Venezis, Vinda» (54).

Где точно проживали венды, которых крестил священник Даниил из хроники Генриха Латвийского не совсем понятно, но исследователи предполагают, что это было в бассейне реки Гауйя в районе крепости Венден (современный Цесис, в древнерусских источниках - Кесь), где во времена Генриха Латвийского проживали венды. О проживании вендов в землях лэттов, в районе крепости Венден, свидетельствуют и последующие записи хроники Генриха Латвийского. При описании похода в Унгавнию в 1209 г. (область эстов возле города Оденпэ и Дерпта) армию магистра рыцарства в Вендене Бартольда составляли лэтты и венды. «После этого, по истечении срока перемирия, заключенного с жителями Унгавнии, Бертольд, магистр рыцарства в Вендене, призвав Руссина с его лэттами, а также и других лэттов из Аутиинэ, вместе со своими вендами, пошел в Унгавнию» (55). Здесь интересно и то, что предводителем местных лэттских племен выступает, скорее всего, славянин с характерным прозвищем «Руссин». В последовавшем после этого ответном походе эстов на Венден в 1210 г. также упоминаются венды. «Идти в Руссию поручено было Рудольфу из Иерихо с некоторыми другими. Подойдя к Вендену, они видят: явились эсты с большим войском и осаждают Венден. Рудольф и его люди бежали в этот замок. Эсты бились с Бертольдом, его братьями и вендами три дня у старого замка, где еще жили братья и венды. И пало там много эстов, раненых балистариями, равным образом и из вендов некоторые убиты были вражескими копьями» (56).

В 1218 г. новгородцы и псковичи совершили поход на речку Койву и к крепости Венден «…русские… перешли Койву, осадили замок вендов и целый день бились с вендами» ( Rutheni...transeuntes Coywam, Wendorum castrum obsederunt et per totum diem cum Wendis pugnabant) (57). Причем, в данной записи Венден прямо назван «замком вендов». Эсты также называли его «Веннолинн», что значит «город вендов» (58).

В 1224 г. возле старого замка вендов немецкие рыцари основали новый укрепленный город Венден, который в следующем году посетил римский легат Вильгельм, где встретил множество вендов. «Отправившись оттуда в Венден, он с благоговением был принят братьями-рыцарями и другими, жившими там тевтонами, и нашел там величайшее множество вендов и лэттов» (59).

Интересно и то, что немцы стремились использовать балтийских славян при захвате Прибалтики, так как последним было проще установить контакт с местными вендами. Генрих Латвийский описывает, как в Ливонию был послан декан гальверштадский «вместе с Генрихом Боревином, знатным человеком из Вентланда (Henrico Borewino, nobili viro de Wentlante)» (60). Это был Генрих Борвин II (ум. 5 июня 1226), сын князя Генриха Борвина I (ок. 1150 — 28 января 1227).

У Генриха Латвийского под 1211 г. упоминается также деревня Wendeculle , что в переводе буквально значит «деревня вендов» (61). Аналогичный топоним упоминается в документе 1388 г. «Исследователи обычно локализуют это поселение в окрестностях Турайды, где в более поздних источникам упоминаются еще топонимы Ventas и Wending» (62).  Кроме Wenedeculle  Серяков со ссылкой на Я.Эндзелиня приводит и другие топонимы в окрестности Вендена в Цесисском уезде: «Vindele, Vindeces, Vintiesi, Vindeddzes», а также в Валмиерском уезде: «Vente, Vindens, Ventere» (63).

Кроме следов вендов в Ливонии нужно также отметить, что в папских документах она часто называлась Руссией, на что обращали внимание А. Г. Кузьмин и В.В. Фомин: «…в папских буллах XII-XIII вв. Ливония называется «Руссией». Так, Климент III в 1188г. утверждал епископство Икскюль «in Ruthenia»; Гонорий IV в 1224 г. именовал ливонских епископов с их сотрудниками «fildeles per Russiam constituti»; Урбан IV в 1264 г. считал восточную Летгалию лежащей «in regno Russiae»» (64).

Вполне возможно, что балтийских русов «упоминает рядом с ливами и селами Ливонская рифмованная хроника (XIII в.); в ней же говорится о нахождении селонов, ливов и леттов под властью русов» (65).

Есть и соответствующие гидронимы на средневековых картах Ливонии. Это - река Ruschebek, протекающая недалеко от Икскуля и Риги и впадающая справа в Западную Двину. Причем аналогичный гидроним встречается и в землях балтийских славян. Также встречается севернее Вендена на старинных и современных картах населенный пункт Rujena (Royen, Ruien), который созвучен названию о. Рюген, а на одной из карт даже назван Rugen (66).

Проживание вендов во всех трех описанных регионах – в Северном Курземе, на нижней Даугаве и на реке Гауе в районе Вендена – подтверждают и данные археологии.  Это не характерный ни для куршей, ни для ливов обряд погребения.  На них обратил внимание еще Харузин в XIX веке.

«Курганы, насыпанные из песка различной величины; эстонцы называют их Wanne-Käpat, латыши Krive-Kappe(русские могилы); похоронный обряд либо – сожжение либо погребение; последнее преимущественно в низких курганах. В них находят монеты Этельреда и Канута, а также немецкие от XI века. Типами таких могил могут служить могилы около Виндавы и дальше до Нейхаузена, а также около Цабельна в Курляндской губ., в которых встречено только сожжение, и около Кремона и Энгельхардсхофа, а также у Штаббена в Курляндской губ., в которых встречался как обряд сожжения, так и погребения» (67).

В.В. Седов так описывает эти могильники:

«Эти курганы представляют собой полусферические песчаные насыпи высотой 0,5—1,5 м и диаметрами основания от 5 до 12 м. Вокруг их оснований обычно прослеживаются ровики с перемычками. Курганы образуют могильники, насчитывающие от нескольких десятков до 270 насыпей. Расположены курганы в группах скученно, нередко примыкая друг к другу. В общем эти курганы, как и могильники в целом, абсолютно ничем не отличаются от славянских курганных памятников, распространенных как на Русской равнине, так и в западно- славянском ареале» (68).

Песчаные курганы с захоронениями по обряду трупосожжения в Северной Курземе идентичные тем, что есть в регионах Гауи и нижней Даугавы.  Э. Штурме отметил, что песчаные курганы Северной Курземе более ранние,  чем курганы на Гауе. Курганы в Северной Курземе исчезают в начале XI в. и неожиданно появляются (приблизительно во второй четверти XI в.) в области Нижней Даугавы и на Гауе. Таким образом, по данным археологии можно сказать, что балтийские славяне из района р. Винды были изгнаны куршами в начале XI в. и расселились на нижней Даугаве и в бассейне Гауе в XI—XII вв.

Кроме Вендена на Гауе был еще один Венден в Роталии, в области Вик: «…в Гапсальском у. находится м.Венден; в нем, вероятно, следует видеть также колонию балтийских славян…» (69). В Роталии также еще в 19 в. находилось имение Венден в Гапсальском уезде (70). Также встречаются топонимы Russele (где-то в окрестностях Ревеля и области Вик) (71).

Роталию с Русью  отождествлял Саксон Грамматик (2.1.7): «Однако когда он узнал, что отправленные им в Русцию за данью послы из-за вероломства местных жителей были жестоко убиты, он пришел в сильное негодование от этой двойной несправедливости и приказал взять в самую тесную осаду Роталу» (72). Иоганн Мессений (XVII в.) помещал провинцию Вик «в Руссии». В его  «Хонике линчепингских епископов» сообщается, «что во время шведского похода 1220 г. в Вик, в «Руссию», «рутены» убили епископа» (73). По данным топонимики  существовало имение и приход Венден и в глубине Эстляндии, в Юрьевском уезде (74).

На присутствие балтийских славян в Эстляндии в раннем средневековье указывают и данные лингвистики.  А. А. Молчанова со ссылкой на П.А. Аристэ отмечает, «что некоторые эстонские слова, заимствованные из славянского языка, отражают фонологические особенности, не свойственные восточнославянскому языку, но характерные для западнославянских языков» (75). Непосредственно с вендами связаны и такие слова, относящиеся к морскому делу, как «эст. wene, фин. vene, venhe, куро-лив. Veni – ладья; фин. wenheelainen, venelainen, - ладейщик» (76).

 

О присутствии вендов в Прибалтике весьма красноречиво говорят археологические находки франкских мечей, которых в Прибалтике обнаружили больше, чем на всей территории Киевской Руси. Как пишет В.В. Фомин: «…из 165 западноевропейских клинков с фирменными клеймами мастеров, которые считались самыми лучшими и отсюда «ценились особо высоко», лишь 1(!) обнаружен в Швеции, тогда как в землях южнобалтийских славян их найдено 30, в Латвии 22, Финляндии 19, Эстонии 7, Литве 5. 11 таких мечей обнаружено в пределах Киевской Руси» (77).

Й. Херрман, описывая широкое распространение фельдбергской керамики(от  вендских земель в Ганновере до Средней Швеции и Северной Руси), приводит карту ее распространения, где отмечена в частности и территория Курземе в Латвии, где жили венды (78).

Интересны также находки «паромообразных» судов на территории Латвии: «один – на берегу реки Венты близ ее устья, а второй – на реке Гауя». Аналогичные найдены на дне Волхова. К этим же судам, по всей видимости, относятся и многочисленные «судовые» доски находимые в Новгороде и Старой Ладоге (79). «В 2009 г. А.В. Лукошков, опираясь на результаты проведенного в 2006-2008 гг. поисково-разведочного картирования дна рек Волхов, Нева, Лиелупе, Буллипе, Вента, нижнего течения Даугавы, Ладожского озера и Рижского залива, в ходе которого были обнаружены многочисленные останки деревянных судов, подытожил, что во-первых, «все найденные на территории России и Латвии суда построены по южнобалтийской конструктивной схеме». Во-вторых, «уже сегодня можно говорить о господствующем влиянии именно южнобалтийской судостроительной традиции на создание новгородских судов»» (80).

Ощущается влияние балтийских славян в Прибалтике и в духовной и религиозной сферах. Вряд ли без посредничества вендов у пруссов и литовцев распространился культ Перуна (Перкуно).  В. И. Кулаков приводит описание святилища Ромове в Пруссии, которое соответствует описанию рощи Перуна (Прове) у вагров. Также традиция посвящать знамена богам и завешивать святилище ритуальными завесами находит полную аналогию у балтийских славян. Как и у рюгенских славян, у пруссов большим влиянием пользовались жрецы (81). Особую роль у пруссов играл культ коня. Как пишет С.А. Колтырин: «У пруссов бытовал обычай: «никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов» (Simon Grunau's Preussische Chronik. B. 4. S. 68 – А.О.). Поразительное соответствие этому мы находим у Саксона Грамматика в описании культа Свентовита в Арконе: «...при нем (Свентовите - прим.) был конь, совершенно белый...Только верховный жрец мог его кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Верили, что на этом коне Святовит ведет войну против врагов своего святилища...» (82).

Очень показательным в этом плане является эпизод с попыткой убийства брата цистерцианского ордена Теодориха, описанный у Генриха Латвийского. «У епископа был сотрудник в проповедании евангелия - Теодорих, брат цистерцианского ордена, впоследствии бывший епископом в Эстонии. Ливы из Торейды решили принести его в жертву своим богам, потому что жатва у него была обильнее, а на их полях погибала затопленная дождями. Собрался народ, решили узнать гаданием волю богов о жертвоприношении. Кладут копье, конь ступает [через него] и волею божьей ставит раньше ногу, почитаемую ногой жизни; брат устами читает молитвы, руками благословляет. Кудесник говорит, что на спине коня сидит христианский бог и направляет ногу коня, а потому нужно обтереть спину коня, чтобы сбросить бога. Когда это было сделано, а конь опять, как и в первый раз, ступил раньше ногою жизни, брату Теодориху жизнь сохранили» (83).

Этот способ гадания практически тождественен с описанным Саксоном Грамматиком (14.39.10) гаданием у ругов или рутен на острове Рюген.

«При помощи этого коня также делались предсказания. Это происходило следующим образом: когда [им] было угодно начать войну против какой-либо страны, жрец давал своим слугам поручение установить перед святилищем три связки копий, в каждой из которых было по два связанных между собой крест-накрест копья, воткнутых остриями в землю и помещенных на равном расстоянии друг от друга. Когда наступало время отправляться в поход, жрец, сказав слова молитвы, выводил к ним из святилища "уже взнузданного" коня, и, если тот перешагивал через препятствие сначала правой, а уж затем левой ногой, считалось, что для начала войны получено счастливое предзнаменование, если же он хотя бы раз поднимал левую ногу раньше правой, нападение на выбранную область отменялось. Равным образом и точное время отплытия они назначали, лишь получив три подряд свидетельства того, что их начинание завершится успешно» (84).

По археологическим материалам прослеживаются следы культа Святовита  на территории Риги. «При раскопках в Риге под мостовой улицы XIII в. был найден фрагмент небольшой четырехголовой фигуры, середина которой была украшена орнаментальной плетенкой, а низ отачивался головой фантастического чудовища. Под полом деревянного строения, разрушенного в Риге в начале того же века, был найден еще один жезл, в середине которого было вырезано четырехликое изображение» (85). Исследователи отмечают чуждость подобных памятников собственно прибалтийским племенам, но четырехликие изображения богов характерны для балтийских славян. В частности, хорошо известно описание идола Святовита в средневековых источниках (86).

Возможно, с вендами связан и особо почитаемый оракул в землях Курляндии, к которому обращались многие народы, в том числе, и греки, т.е. русские, о котором пишет Адам Бременский (IV.16): «Самым большим из них, пожалуй, является Курланд, который имеет восемь дней пути. [Там обитает] очень жестокое племя, которого все избегают из-за его склонности к чрезмерному почитанию идолов. Там очень много золота, великолепные кони. Во всех домах - полно волхвов, авгуров и некромантов, [которые даже ходят в монашеских одеждах.] За оракулами туда обращаются со всего света, особенно, испанцы(?) и греки» (87). Это же перекликается и со свидетельствами Иоакимовской летописи, приводимой В. Н. Татищевым, где рассказывается о вещем сне Гостомысла: «Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не раждаху, посла паки в Зимеголы к весчунам вопросити, и ти реша, яко имать наследовати от своих ему», и дается пояснение в примечаниях, что речь идет о Курляндии (88).

В целом, можно отметить, что присутствие балтийских славян в Прибалтике фиксируется достаточно большим числом источников, которые еще требуют своей систематизации и дальнейших исследований. Однако уже на данном этапе исследований можно сделать вывод о заметном влиянии балтийских славян в данном регионе. Балтийские славяне не только делали остановки на побережье Балтики в их морских плаваниях на Русь, но и основывали постоянные торгово-ремесленные поселения, оказывали влияние на культуру местных племен. Они не только стремились закрепиться на побережье, но и проникали вглубь территорий Прибалтики, осваивая в основном речные торговые маршруты, ведущие в земли Руси. Так, поселения вендов в низовьях Даугавы и на Гауе напрямую связаны с торговлей с Русью. Из устья Даугавы шел речной путь по Двине на Полоцк и дальше в бассейн Днепра. Другой путь из Рижского залива по Гауе вел к верховьям реки Эмайыги и дальше через Чудское и Псковское озеро в Псков. Еще один речной путь, по всей видимости, шел по «Русской реке», Ruschebek. Здесь нужно отметить, что стремление к торговым контактам было взаимным. Не только венды постепенно продвигались вглубь Прибалтики, организуя опорные пункты для торговли, но навстречу ним двигались поселения  и торговые фактории русских купцов. Так известно, что князь Ярослав Мудрый заложил крепость Юрьев(совр. Тарту) близ реки Эмайыги, как раз на пути к реке Гауе.  В этой связи интересны и находки двух кладов арабских монет в районе Тарту  и в районе Лимбажи, северо-западнее Вендена (89). С появлением вендов устье на побережье Рижского залива и в устье Даугавы связано во многом и основание двух русских княжеств, зависимых от Полоцка в Герцике и Кукенойсе. Княжество Кукенойс, последний князь которого Вячко был вынужден передать свои владения рижскому епископу Альберту в 1205 г., находилось всего в 100 км вверх по течению Даугавы. Можно сказать, что до вытеснения вендов с Древней Горы и захвата немецкими рыцарями территорий в районе Риги, на всем протяжении Двины существовала  созданная русскими и вендами цепь опорных баз, которые способствовали торговле.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кузьмин А.Г. Начало Руси. М., 2003. С.302-303; Седов В.В. Восточные славяне VI-XIII вв.М., 1982. С. 66; Молчанова А.А. Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье. М., 2007; Янин В. Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы). История СССР. №2. М.-Л.,1971. С. 51; Фомин В. В. Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии//Изгнание норманнов из русской истории. М., 2010. С.382.

2. Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь М., 2005. С.444, 451-455; Фомин В.В. Варяги и Русь//Варяги и Русь. М., 2015.С.71, 74.

3. ПСРЛ. Т.1. Вып.1. Л., 1926. Стб.4

4. Трусман Ю. Русские элементы в Эстляндии в XIII-XV веке// Временник Эстляндской губернии. Ревель, 1894. С.59.

5. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011.  С.105.

6. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011. С.127.

7. Саксон Грамматик. Деяния Данов. Перевод с латинского языка и комментарии А.С. Досаева. Т.1.М., 2017. С.276.

8. Саксон Грамматик. Деяния Данов. Перевод с латинского языка и комментарии А.С. Досаева.Т.1.М., 2017. С.207.

9. Series runica altera//Scriptores rerum Danicarum T.1. Hafniae, 1772. P.32.

10. Саксон Грамматик. Деяния Данов. Перевод с латинского языка и комментарии А.С. Досаева.Т.1. М., 2017. С.208.

11. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011. С.41.

12. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997. С.83, 99, 293, 302.

13. Молчанова А.А. Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье. М., 2007. С.85.

14. Трухачев Н.С. Попытка локализации прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIIIвв.// Древнейшие государства на территории СССР 1980, М., 1981, С.163.

15. Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. М., 1999. С.142.

16. Кулаков В. И. История Пруссии до 1283 года. Т.1. М., 2003. С.134.

17. Колтырин С.А. "Русская" топонимика в южно-балтийском регионе// ИФ. 2016. №1. С.281.

18. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997. С.124.

19. Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994. С.78.

20. Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники. М.,1990. С.28.

21.  Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997. С.49.

22. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011, С.104-105.

23. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011, С.119.

24. Немецкие анналы и хроники X-XI столетий. М., 2012. С.52.

25. Титмар Марзебургский. Хроника. М., 2009, С.57.

26. Морошкин Ф.Л. Историко-критические исследования о русах и славянах, С.-Пб., 1842, С.48; Compilatio Chronologica a Temporibus Caroli M. ad ann. MCCCCX//Scriptories rerum Brunsvicensium,T.2, 1710, P.65.

27. Кузьмин А.Г. Два вида руссов в юго-восточной Прибалтике//Сборник Русского Исторического Общества. т.8(156).М.,2003. С.201.

28. Титмар Марзебургский. Хроника. М., 2009, С. 130.

29. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под. ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.А. Подосинова. Т.IV: Западноевропейские источники. M., 2010, С.85, 90-91, 163-164, 278.

30. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011, С.105; MGH_SS T.7, P.375.

31. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011, С.108,147.

32. Вуд И. Кинокефалы, кто они?//Древнейшие государства Восточной Европы. 2003 год. М., 2005. С.13-35.

33. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под. ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.А. Подосинова. Т.IV: Западноевропейские источники. M., 2010, С. 193.

34. Глебов В. И. Восточная Пруссия. М., 1944. С.11.

35. MGH SS T.12. Р.775.

36. MGH SS T.12. P.776.

37. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 33 - 34, 36, 65 - 66, 206 - 209, 295.

38. Гедеонов С.А. Варяги и Русь, С.-Пб., 1876. С.421.

39. Карамзин М.Н. История государства российского. Т.1. СПб., 1818. С. 56.

40. Карамзин М.Н. История государства российского. Т.1., прим.107., СПб., 1818. С. 58 прим.

41. Кузьмин А. Г. Тайны рождения русского народа// Изгнание норманнов из русской истории. М., 2010. С.222; Два вида русов в юго-восточной Прибалтике // Сборник Русского исторического общества. Том 8 (156). Антинорманнизм. М., 2003. С.201; Падение Перуна, М., 1988, С.156; «Варяги» и «Русь» на Балтийском море,ВИ №10, 1970, С. 45.

42. Фомин В.В. Южнобалтийское происхождение варяжской руси. ВИ №8. 2004. С.158; Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии// Изгнание норманнов из русской истории. М., 2010, С.382; Кривые зеркала норманизма// Сборник Русского исторического общества. Том 8 (156). Антинорманнизм. М., 2003.C.113; Варяжский вопрос в творчестве М.А. Алпатова // История и историки. 2004// Историографический вестник. М., 2005. С.326; Ломоносов и Миллер: Два подхода к решению варяжского вопроса//История и историки. 2004. Историографический вестник. М., 2005. С.45.

43. Дмитриева Р.П. Сказания о князьях владимирских, М.-Л., 1955, С.162.

44. Попов. А. Обзор хронографов русской редакции Вып.2. – М.1869 г. С.234-235.

45. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.,-Л., 1938. С.106.

46. Харузин Н. Обзор доисторической археологии в Эстляндской а также Лифляндской и Курляндской губерниях по трудам местных иcследователей// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894. С.229.

47. Харузин Н. Обзор доисторической археологии в Эстляндской а также Лифляндской и Курляндской губерниях по трудам местных иcследователей// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894. С.230.

48. Колтырин С.А. "Русская" топонимика в южно-балтийском регионе// ИФ. 2016. №1. С.283.

49. Пашуто В.Т. Образование литовского государства. М., 1959. С.3.

50. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011. С.103.

51. Харузин Н. Обзор доисторической археологии в Эстляндской а также Лифляндской и Курляндской губерниях по трудам местных иcследователей// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894. С.229.

52. Дамбе В. Ф. Славянские следы в латвийской гидронимии и микротопонимии // Балто-славянские исследования. 1980. М., 1981. С.161.

53. Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994. С.80.

54. Серяков М.Л. Одиссея варяжской Руси. М., 2015. С.31.

55. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.,-Л., 1938. С.128.

56. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.,-Л., 1938. С.134.

57. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.,-Л., 1938. С.193, 384.

58. Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994. С.68.

59. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.,-Л., 1938. С.244-245.

60. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.,-Л., 1938. С.190.

61. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.,-Л., 1938. С.143.

62. Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994. С.68.

63. Серяков М.Л. Одиссея варяжской Руси. М., 2015. С.31.

64. Кузьмин А.Г. Начало Руси. М., 2003. С.289;  Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь М., 2005. С.455.

65. Колтырин С.А. "Русская" топонимика в южно-балтийском регионе// ИФ. 2016. №1. С.282.

66. Колтырин С.А. "Русская" топонимика в южно-балтийском регионе// ИФ. 2016. №1. С.283-284.

67. Харузин Н. Обзор доисторической археологии в Эстляндской а также Лифляндской и Курляндской губерниях по трудам местных иcследователей// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894. С.142-143.

68. Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994. С.82.

69. Харузин Н. Обзор доисторической археологии в Эстляндской а также Лифляндской и Курляндской губерниях по трудам местных иcследователей// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894. С.230.

70. Трусман Ю. Русские элементы в Эстляндии в XIII-XV веке// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894 . С.78.

71. Колтырин С.А. "Русская" топонимика в южно-балтийском регионе// ИФ. 2016. №1. С.283.

72. Саксон Грамматик. Деяния Данов. Перевод с латинского языка и комментарии А.С. Досаева.Т.1. М., 2017. С.62.

73. Кейслер Фридрих фон. Окончание первоначального русского владычества в Прибалтийском крае в XIII столетии. СПб., 1900. С.92-93; Кузьмин А.Г. Два вида руссов в юго-восточной Прибалтике//Сборник Русского Исторического Общества. т.8(156).М.,2003. С.208.

74. Трусман Ю. Русские элементы в Эстляндии в XIII-XV веке// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894 . С.78.

75. Молчанова А.А. Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье. М., 2007. С.55-56; Аристэ  П.А. Формирование прибалтийско-финских языков и древнейший период их развития. // Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин, 1956. С. 24-25.

76. Трусман Ю. Русские элементы в Эстляндии в XIII-XV веке// Временник Эстляндской губернии. Ревель. 1894 . С.76.

77. Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь. М., 2005. С.386-387.

78. Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона//Славяне и скандинавы. М., 1986. С.25.

79. Лукошков А.В. Истоки и закономерности развития древнерусского судостроения // Скандинавомания и ее небылицы о русской истории М., 2015. С.384.

80. Фомин В.В. Варяги и Русь // Варяги и Русь. М., 2015. С.70.

81. Кулаков В. И. История Пруссии до 1283 года. Т.1. М., 2003. С.191-199.

82. Колтырин С.А. Пруссы: происхождение и взаимосвязи // ИФ. 2015. №3. С.126.

83. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.; Л., 1938. С.72-73.

84. Саксон Грамматик. Деяния Данов. Перевод с латинского языка и комментарии А.С. Досаева. Т.2. М., 2017. С.215.

85. Серяков М.Л. Одиссея варяжской Руси. М., 2015. С.72-73.

86. Саксон Грамматик. Деяния Данов. Перевод с латинского языка и комментарии А.С. Досаева.Т.2. М., 2017. С.212-213.

87. Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Славянские хроники/ Перевод с лат. и комментарии И.В. Дьяконова. М., 2011, С.104.

88. Татищев В.Н. История Российская. Ч.1 // Собрание сочинений. Т.1. М., 1994. С.110,116.

89. Лукошков А.В. Истоки и закономерности развития древнерусского судостроения // Скандинавомания и ее небылицы о русской истории М., 2015. С.366.

 

Список сокращений

ПСРЛ – Полное собрание русских летописей.

MGH SS – Monumenta Germaniae Historiсa. Scriptores (in Folio).

ИФ – Исторический формат.