Чудесное качество
(К появлению в полный доступ чтения единственной книги А. Черепанова)
Недавно удалось повторить, с небольшими добавками, бумажное издание книги А. Черепанова 2013 г. - http://inform-ag.ru/publications/43/. Впервые его творчество становится доступным для широкого и постоянного свободного обозрения. По этому поводу несколько слов от знающих Черепанова лично, а также почитающих его стихи. Размещаю я, потому что меня попросили обработать и подготовить материалы. И попросили передать большое ку всем знакомым Черепанова, которые отказались публично высказать свое мнение о его творчестве.
Ну, и хочу два слова сказать о А.И. Черепанове. Я не критик и не такой большой учёный, как товарищ Сталин или товарищ Рассказов. Я могу сказать просто, как вижу. Стихи Черепанова нагло не взрывают мозг. Они очень взвешенные, местами тихие. И нужно вчитаться, чтобы заметить их силу. По-моему, это просто настоящие стихи человека, который сочинят их не для забавы, а просто от сердца. Думаю, и по содержанию там много важного. Но позволю на эту тему говорить другим.
Владимир Есипов, поэт
Если бы мне предложили охарактеризовать А. Черепанова, как поэта, максимально лаконично, я ограничился бы одним словом - СИЛЬНЫЙ. Александр Иванович пишет не столько о том, что видел, слышал, сделал, сколько о том, что осознал и прочувствовал. То есть виденное, слышанное, сделанное было сохранено им в памяти и душе, философски переосмыслено, удостоено нравственной оценки - "что такое хорошо, а что такое - плохо" и воплощено в стихи. Причем без какой-либо дидактики и назидательности, иногда - с юмором, иногда - с печалью. Получилось - СИЛЬНО. В смысле того, какое впечатление его стихи производят на читателя. Это - Поэзия. СИЛЬНАЯ поэзия.
Михаил Михович, художник, мозаичист
Некий человек, родившийся на свет близ озера Байкал, однажды рассказал мне о чудесном свойстве байкальской воды. Вернее о самом главном качестве байкальской воды – ее чистоте.
Он рассказал, как находясь в лодке далеко от берега, бросал в озеро монетку и наблюдал долго–долго, как она, кружа гранями и мерцая, не желала исчезать из виду в таинственной глубине. Бесконечно долго наблюдал за тем, как она то, казалось, навсегда пропадала, то вдруг напоминала о себе вновь…
И если продолжал всматриваться и дальше, даже уже когда переставал надеяться увидеть ее, то, на уже неизмеримой глубине, взгляд вдруг выхватывал, словно драгоценное послание, зов или знак – дар! – мерцающий отсвет.
Вероятно, подлинная поэзия прежде всякого в ней слова и всякого в нем смысла должна обладать этим чудесным качеством байкальской воды.
Мой друг Александр Иванович Черепанов, родившийся близ озера Байкал, однажды рассказал нам о чудесном качестве поэзии. Вернее о самом главном ее качестве…
Юрий Рассказов, редактор журнала «Четьи»
Когда я по-настоящему прочитал книгу «Долина слова» (спустя 20 лет фрагментарного и косого чтения каких-то ее кусочков), тут же вспомнил слова Пастернака: единственно живое и яркое в нас - это то, что мы живем в одно время с ним и его знали. К сожалению, знали плохо. По крайней мере, я сам не знал.
Больше всего хотел бы обратить внимание на уникальное мировидение Черепанова. Самое что ни на есть народное восприятие, с хитрым восстановлением самых традиционных фигур, удивительно сочетается с классической литературной организованностью словесных и образных конструкций. Например, он во многих местах варьирует на все лады фольклорный эпитет «синий» как самую точную характеристику неба. Но гляньте, каково варьирование (один образчик): «В стенах огромного мира Настежь квадрат синевы». Тут не просто цитирование, тут конфликтное оспаривание знаменитого «черного квадрата» Малевича, а в противовес великолепная конструкция мира: в доме космоса небо является окном, нет, не в Европу, а в иное, божественное мироздание, на фоне которого, однако, происходят черноквадратные удары соседу в бубен. В результате возникает высочайший эффект яснейшей простоты, умудрённой бездной земных печалей, вечная битва божественного и дьявольского. Я бы сказал, это самая подлинная высокоинтеллигентная простонародность.
Валерий Симанович, редактор журнала «Новый Карфаген»
Александр Черепанов – один из любимых мною современных поэтов. Редкий природный дар вкупе с незамутненным русским менталитетом позволил создать ему множество высокохудожественных произведений, которые можно смело приравнять к классическим. В его стихах преобладают монументальные образы, динамизм, сдержанный лиризм. Большинство его строк исполнены любовью к родине и судьбе русского народа, но не демонстративно, а незаметно, по-человечьи. Если вы хотите ощутить силу современной поэзии на её взлете – почитайте Черепанова. Мой вам искренний совет.
Василий Тарасов, преподаватель философии, доцент кафедры философии КубГУ
Александр Черепанов относится к той категории поэтов, которых принято называть нутряными. Он не шлифует форму, добиваясь максимальной выразительности. Его работа со словом иная: возникающие образы он как бы ощупывает словами с разных сторон, добиваясь своеобразного мерцающего эффекта. Слова у него не гранят предметы, но, наоборот, делают их текучими, живыми, светящимися. Они, говоря словами самого поэта, в цвет превращают звуки. В итоге возникают образы, подобные этому:
Свет на гончарном круге
Глиною тек под пальцы.
Гончар, поплевав на руки,
В бороду улыбался.