Докнижное дело
(О книжной торговле по новой информационно-рекламной технологии «четьи»)
Сейчас, если говорить в строгом смысле слов, регулярная книжная, а в особенности оптовая торговля отсутствует, то есть нет системы автоматического передвижения книг с типографских станков на прилавки магазинов и книжные полки покупателей. Имеется лишь крупная и мелкая рисковая розница — медленная реализация книг, в которой рискуют все: магазины, постепенно затовариваясь дорогой и неходовой продукцией; посредники, производя огромный объем непроизводительных расходов по сбору, обработке информации от издательств и магазинов, по многократной транспортировке поступлений и возврата, по многократному повторению бухгалтерских операций учета по отношению к одним и тем же названиям и агентам торговли. Рискуют издатели, выпуская книги наудачу, неся все вышеназванные расходы, а кроме того еще и втягиваясь в риски неплатежей, невозврата денег за реализованную продукцию. Но больше всего страдают покупатели, покупая лишь то, что случайно имеется на доступном им рынке, не имея выбора ни ассортимента, ни цены, переплачивая и не имея возможности заказать нужную книгу.
Нужно уменьшить риски всех. А для этого необходимо создать, во-первых, постоянное информационное поле, устойчивый контакт между всеми агентами производства и продажи книги (издатель, продавец, покупатель), а во-вторых, — переместить все торговые сделки с книгами из сферы фактических отношений по поводу уже изданных книг в сферу виртуальных отношений по поводу подготавливаемых к изданию книг (это не значит — делать в интернете; интернет — просто один из каналов связи, более современный, чем переписка и телефон). Два этих требования невозможны и бессмысленны друг без друга. Только в информационном поле можно обсуждать, что готовится, какой тираж, по какой цене, сколько имеется потенциальных покупателей, — обсуждать и собирать реальные заказы. А сделать правильный выбор по всем этим параметрам можно, только имея возможность быстро и легко ознакомиться со всеми предложениями рынка — то есть имея это самое информационное поле.
Сейчас, конечно, имеются какие-то информационные поля, но в них торгово-книжные дела не делаются, а всего лишь дается несистематическая (избирательная, мошенническая и т.д.) реакция на те или иные отдельные стороны отдельных дел. Для того, чтобы в информационном поле, будь то газета, журнал или интернет, виртуально делать реальное дело, необходимы прежде всего другие единые правила организационной, экономической, технологической и технической деятельности как самих средств информации (от газеты до интернета), создающих информационное поле книжной торговли, так и всех агентов этой торговли. Причем, нужно чтобы эти правила были столь простыми и немногочисленными, чтобы их можно было объявить одним тезисом. А кроме того — чтобы их обязательность была не принуждением к ним, а вытекала бы из одной их выгодности и прибыльности для дела каждого агента торговли.
Самое важное, что правила действия, заключения сделок в информационном поле (эти правила сформулированы мною в рамках проекта по созданию Средств Массового Общения как гласный конкурс и гласный договор) одновременно являются правилами виртуально производящейся торговли. (В ее системе вся нынешняя розничная реализация превращается в систему предоплаченной и дооплачиваемой доставки.) Из этого следует, что новый способ книжного производства-торговли целиком и полностью основывается на информационном базисе, на устройстве системы средств информации, обслуживающих и создающих книжную торговлю.
Гласный конкурс и гласный договор обеспечивают движение всей околокнижной информации. Но сами они могут быть осуществлены только на основе других принципов построения информации и других принципов контакта «производителей» и «потребителей» информации (авторско-редакционных коллективов и неорганизованных читательских масс). Для перехода к информационному производству необходимо четко регламентировать обе эти стороны в уставах.
Общая суть этих сторон такова. Средство информации должно быть построено на легком интерактивном контакте всех агентов книжной торговли. Информация любых агентов должна быть равноправно представленной, для чего необходима система представления, выбора (передвижения в центр рекламного внимания) и вознаграждения информации. Точно так же неравноправные отношения между производителями и потребителями информации (эту неравноправность я и указываю такими условными именами сторон) должны быть заменены юридическим и журналистским равноправием обработчиков информации, которыми в равной степени являются и журналисты, и все читатели — агенты книжной торговли.
Все, о чем сказано сейчас коротко и, видимо, не очень ясно, детально продумано мною как система, порядок, механизм и записано в форме основных уставов, моделей и схем тех или иных изданий и производств. Реализовать этот проект можно силами хотя бы одной достаточно крупной книготорговой фирмы, соединенными с силами хотя бы одного межрегионального издания. Это так потому, что 90 % всех капвложений в реализацию проекта должны быть вложениями ума, а не денег: необходимо продумать до деталей все стороны виртуального торгового производства, а потом изменить структуру издания и размещаемой в нем информации, а попутно — ввести новые порядки конкурсного делания дел и заключения договоров.
Для того чтобы начать такие работы, нужны лишь готовые к сотрудничеству издания и книготорговые фирмы, чтобы на договорных условиях со мной и друг с другом отработать все документальные и практические детали этого проекта и реализовать его и то реально-виртуальное производство, которое логически вытекает из реализации проекта «Четьи книг»
27. 10. 1999