К методике историко-языковых реконструкций

(Сведения о книге правильного языкознания)

7 июня 2020 г. 13:33

Аннотация

В книге рассмотрена история лингвистики, касающейся природы и сущности языка, а также принципов его исторического развития. Замечено два принципиально разных подхода в разумении языка – конструирующая практика, создающая усреднённые грамматические модели сравниваемых языков (компаративистика, организованное языководство), и реконструирующая теория, нацеленная восстановить реальную жизнь языков (неорганизованное языковедение). На путях их плохо осознаваемого взаимодействия и происходило становление лингвистики как науки, всё ещё остающейся не более чем мифологией, но в настоящее время находящейся на пороге первой научно-поэтической адекватности, открывающей никому не известную историю и создающей новый мир. Предлагается введение в технологию этого общего восстановительного дела.

 

Оглавление

 

Предисловие.................................................................................................... 3

Книга 1. Выборочная история лингвистики.
История моделей реконструкций  сравнительно-исторического языкознания и лингвистической компаративистики

 

Донаучное дознание языка...................................................................... 12

Поиск предмета и системы СИЯ............................................ 12

Гумбольдт................................................................ 15

Алгоритм СИЯ по Гумбольдту                                                  25

Первые компаративисты............................................ 28

Гумбольдтовский план СИЯ                                                     35

Русские иные компаративисты                                                 36

Шляйхер.................................................................. 46

Потебня................................................................... 55

Младограмматики..................................................... 73

Шухардт.................................................................. 77

А. Марти.................................................................. 80

Бодуэн де Куртэне...................................................... 86

Фортунатов.............................................................. 94

Крушевский............................................................ 100

Де Соссюр............................................................... 103

Академическое завершение донаучного дознания................................. 125

 

Научное узнание языка........................................................................... 127

Поиск начал СИЯ......................................................................................... 127

Самомнимый элементаризм.......................................... 127

Мейе....................................................................... 127

Марр...................................................................... 138

Реалистический органицизм.......................................... 169

Образовательный  топологизм (морфологизм).................. 171

Шпет..................................................................... 172

Обозначенная логистика............................................... 181

Мировидческий схематизм (схиматизм)........................... 186

Блумфилд................................................................ 187

Витгенштайн........................................................... 190

Лосев...................................................................... 195

Жинкин................................................................... 200

Трубецкой................................................................ 206

Бахтин....................................................................... 222

Академическое завершение начального познания....................... 234

 

Поиск метода СИЯ..................................................................................... 240

Персоналистический универсализм................................ 240

Уорф...................................................................... 241

Якобсон.................................................................. 245

Филологический семантизм.......................................... 264

Ельмслев.................................................................. 265

Винокур................................................................... 276

Схольный (школьный) космогонизм............................... 284

Сводеш................................................................... 286

Гринберг................................................................. 291

Панов..................................................................... 293

Системный аксиоматизм............................................... 310

Чомский.................................................................. 310

Гамкрелидзе и Иванов................................................. 317

Апресян................................................................... 341

Иллич-Свитыч.......................................................... 345

Когнитивный (не/компетентный) методизм...................... 362

Родовой идеологизм (Падучева, Вежбицкая, Лэйкофф)          363

Цеховой концептуализм
 (Чудинов, Барулин, Старостин)
................................... 375

Семейственный меризм.............................................. 415

Поэтико-логическая практика....................................... 426

Сократная сказка истории......................................... 432

 

Поиск теории СИЯ...................................................................................... 484

Эгоистический перверсизм........................................................... 485

 

Заключение....................................................... 491

 

 


Книга по этой теме, добавленная для продажи:  "Модель историко-языковых реконструкций. Инакомысленные материалы к теории ср.-истор. языкознания. Кн. 1. Выборочная история лингвистики. 2012, 496 с."