Из постмодернизма в реальность

(Прикладной проект собора словесности как структуры сбора русского мира)

5 января 2019 г. 21:26

Я предпочёл бы вообще не пользоваться термином «постмодернизм». Он ложен в самой своей основе и по всем мыслимым параметрам. Ложен, когда им (или «постмодерном»), называют состояние умов, играющих предметами, понятиями и чувствами. Еще более ложен, когда им называют метод или направление искусства и литературы, создающих игровые палимпсесты на (прямо сверх) прежних ценностях, образах и словах. Даже не хочу касаться ложности в научно-теоретической сфере, превращенной в базар, где продаются только претенциозные хитроумные сводки устаревших теорий прошлого (антропный релятивизм, конвенциональная верифицируемость-фальсифицируемость, эгоцентрический деконструктивизм и прочие базарные выдумки каких-то модных баронов глупых). Нет, постмодернизм — это не учение и не течение мысли. Это бросовое состояние реальности, оккупированной человечеством: оно разрушает всё и саморазрушается вследствие изменённого состояния своих души и ума, не умеющих осуществить реальную сборку коллективного мирового тела.

Постомодернизм как реальность — это руины временно`го и пространственного единства, отсутствие чего бы то ни было цельного, отсутствие всякого другого единства, кроме деструктивной сцепки сваленных в кучу элементов мира, обществ, народов, душ и сознаний. И лишь в представлениях, во всех умственных делах и теориях это осознается в виде любой случайной сцепки кажущегося, которая ценится не по своей внутренней сути (ценности, истине, красоте и т. д.), ибо никто этого не ищет в сцепке, а по случайной прихоти, какому-то авторитету, заказу спроса-предложения в текущем базарно-политическом положении дел. Как «искусство» это лишь инсталляция реальных предметов, вырванных из своей реальности и переставших быть реальными. Эта инсталляция бессмысленна сама по себе, но может нравиться, быть удобной, выгодной и т. п. Постмодернизм как представление — не ценность и не оценка, не знак и не значение, не предмет и не мысль, а предметный контекст оценивания, означивания и размышления. Поскольку люди реально не могут объять весь мировой контекст, тем более не управляют контекстом, а находятся в нём, в какой-то его маленькой части, зоне, уголке, то они всегда дезориентированы кочкой зрения своего уголка, выгодой своей части, интересами местной зоны. Каждый человечек — только олицетворение узости освоенного им контекста.

Вот почему победить постмодернизм умственным, теоретическим усилием, перебирая предметы и исполнителей, нельзя. Это равносильно, чтобы заменить одну прихоть другой прихотью, один локальный контекст другим локальным контекстом, одно лицо другой рожей. Но это бессмысленно. Вкусное нет смысла заменять красивым, выгодное святым. Но знатоки этого «искусства», путающие постмодернизм как реальность с постмодернизмом как представлением, именно так и делают, произвольно перебирая, меняя и узаконивая те или иные прихоти. Так же нельзя преодолеть постмодернизм как реальность, если по хитрому плану П. создавать искусственные руины (хоть в виде нынешнего разрушенного Алеппо в цветущем арабском мире, хоть в виде цветущей Москвы посреди мирной разрухи) или по тупой прихоти производить формальную, силовую сцепку элементов (хоть оружием, хоть финвливаниями, как наглядно в нынешней Украине). Никакой внешний план и даже умная прихоть не приносит ни мира, ни согласия, ни процветания, ни целостности всей земле, стране, зоне, участку. Только локальную и временную удачу.

Такова в двух словах суть современной реальности и современного сознания, путающего эту реальность со своим представлением. Вот почему люди то и дело действуют в сфере мыслимого как в реальности — танками, силой, угрозами принуждая верить, знать, понимать или надеясь, не открывая рта, что окружающие угадают их желания и мысли. А в реальности, наоборот, поступают как в сфере мыслимого — ожидая, что предметы ассоциируются сами собой: песок смешается с сахаром и выйдет сахар-песок, вёдра по щучьему веленью пойдут за водой, враги по слову пастыря вдруг полюбят друг друга, а государь, прознав об их дружбе, пожалует их генералами.

Я точно знаю, что подавляющее большинство ни слова не поймёт из этой реплики. Но тут я лишь суммирую, в других местах достаточно обосновав каждую мысль по всем статьям. И, не задерживаясь на повторном обосновании, сразу перехожу к более важной части.

Устранить, переосмыслив, постмодернизм как путающее представление, в теориях и в искусстве, можно, лишь освоив весь предметный контекст и выработав в нём одну всеобъемлющую точку зрения, поддерживающую общий интерес ко всему контексту и оправдывающую все прихоти, кроме ломающих эту зримую общность случайных сцепок (уже тут просматриваются и принципы оценки собранного в контекст содержимого и ценности, главные в нем).

Пережить постмодернизм как сломанную реальность можно, только пересобрав руины реальности на устойчивой почве какого-то несомненного единства всех отпрысков этой почвы, для чего нужно познать вечную натуру и доминирующие интересы прежде всего своих соплеменников как свои собственные. Т. е. нужно хотеть знать и подлинно познать самих себя, сцепляя себя со всеми по законам реальности и по согласию всех индивидуальных прихотей. Разумеется, начинать нужно просто со сборки самих себя в реально действующее, идущее на контакт с миром, общающееся существо.

В общем виде это, конечно, очень старая сентенция: познай самого себя, возлюби ближнего. Но я ни в коем случае не собираюсь останавливаться на абстрактной общности. Нужно осознать и наметить общую для каждого индивидуума, народа, общества основу, схему сборки его натуры, и дать в руки каждому, как волшебную палочку и щучье веление, структуру переосмысления спутанных и путающих представлений. Поскольку каждый человек, любое человеческое дело и любой предмет реальности не может быть и проявиться вне слова, то схема и структура обязательно должна быть словесной. Т.к. это одновременно и внешние, и внутренние состояния сборки и переосмысления, то необходима и внешняя конструкция словности со своей строгой внутренней организацией переосмысления, словесность, и внешняя схема сборки натур со своей внутренней структурой, порядком смысла, собор.

Если самой короткой формулой, собор словесности — это внешняя очевидная целостная организация словесно-мысленных процедур, которая позволяет каждому человеку легко ориентироваться во всех человеческих представлениях и видеть картину реальности в целом, а не только в каких-то ее частях и частностях со своей уникальной точки зрения.

С помощью этого сайта и затеяна работа по конструированию «общей схемы сборки» + «структуры представления каждого»: от первоначального логического воображения до разнообразной целевой формализации в технических алгоритмах. Это дело возможно на основе выдающихся и как бы незаметных достижений советского системного движения, очень обширного (отцы общей методологии А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, М.К. Мамардашвили, но свои отцы есть во всех сферах знания), а также на очевидных успехах вычислительных машин и программных технологий, завоевавших весь мир и неть благодаря массовому прикладному гению американцев. Воспитанный на методологии, я попытался просто соединить две эти линии с бо`льшим, чем обычно, умом, прежде всего сделав явно видимую схему в виде каталога словесности и невидимое вложение в айти-алгоритмы правильного деления и движения информации (условно: по технологии «четьи»).

При начале работ на этом сайте каталог — самое главное, что требует осознания и улучшения. Пока он представлен в неполноценной, сокращенной и сублимированной форме. Толком не показано предваряющее, теоретически мотивирующее формное деление, из корня каталога. Из всех форм указаны только четыре раздела с подразделами. А внутри них дан только ряд разновидностей, 64 ячейки.

Для лучшей ориентировки в уже приложенном к сайту каталоге тут предлагается его полная табличная форма с именованием методологическо-процедурных пунктов погружения в деление (форма, «шапка» каталога).

 

сфера словесности

материя словесности

физический род словесности

общий вид оформления

разновидность содержимого

Публичная
словесность

Массовая

речь

(Нравы)

Нравные каноны

Наблюдения

Обычайные наблюдения

Нравственные наблюдения

Сведения

Культурные сведения

Различные сведения

(Общественность)

Общественные каноны

Мнения

Личные мнения

Официальные мнения

Толки

Обсуждение

Мониторинг

Специальное

речение

(Политика)

Политические каноны

Идеи

Частные идеи

Общие идеи

Радения

Заявления

Предложения

Хроника

Сообщения

События

Происшествия

Извещения

Факты

Даты

Изящная
словесность

Личностное

речедействие

Поэтические жанры

Формы

Стиховые творения

Поэмы

Оформления

Циклы

Сборники

Прозаические жанры

Малые формы

Рассказы

Эссе

Большие формы

Повести

Романы

Надличное

речедейство

Драматические жанры

Чтимые формы

Пьесы

Сценарии

Зримые формы

Сцены

Постановки

Критика

Формальная

Темы

Обзоры

Содержательная

Проблемы

Топика

Научная
словесность

Объектное

мышление

Естественные науки

Физика тел неорганических

Космология

Физика

Физика тел органических

Химия

Биология

Гуманитарные науки

Медицинские

Физиологические

Психологические

Поведенческие

Педагогические

Моральные

Субъектная
деятельность

Социальные науки

Правовые

 

Юридические

Политические

Общные

Исторические

Социологические

Ноосферные науки

Цивилизационные

Экономические

Технические

Культурологические

Эстетико-филологические

Логико-философские

Проективная
словесность

Теоретическая
мыследеятельность

Разряды

проектирования

Описания проекта

Проект-процедуры

Проект-комплексы

Планирование

План-маршруты

План-схемы

Разряды разработки

Умозрительные разработки

Формулы

Расчёты

Прикладные разработки

Алгоритмы

Программы

Практическое

мыследействие

Разряды

моделирования

Образцы

Аналоги

Системы

Прообразы

Инструменты

Модули

Опыты

Демонстрации

Устройства

Презентации

Пользование

Уроки

Классы

 

Для понимания стратегии развития каталога нужно как-то предвидеть дальнейшее деление. Лично я предвижу его только ориентировочно: сектора, касты-кусты, типы, типажи, индивиды. Проиллюстрирую на примерах.

В сфере житейской публичной словесности есть разновидность Обычайные наблюдения (т.е. повседневные, немудрёные наблюдения суетных обычных дел, порядков и обычаев; в журналистике и блогосфере это высказывания, зарисовки, заметки, очерки по разной тематике). По секторам делить их надо на Мирские (наблюдения фактов обычной жизни) и Ладные (наблюдения опыта, лада, приёмов обычного выживания). Мирские по кустам можно поделить на Земские (касающиеся фактов земской системы, т. е. представительского самоуправления) и Общинные (по фактам событий внутри общины любой разрядности, от деревенской до общестрановой). Общинные делятся по типам на Местные (факты конкретных местных общин) и Поместные (факты местных поместий и подворий). Если поделить еще раз, получим точно привязанные к месту типажи Дворов и Хозяев.

В сфере научной продемонстрирую деление на том, что мне ближе по моей прямой специализации. Эстетико-филологические науки делятся на Филологические и Эстетические секторы. Филологический — на кусты Поэтик и Языковедения. Типы поэтик — Процессуальные (исторические процессы / поэтики, «истории литератур», и локальные, «литпроцессы») и Структуральные (формальное и содержательное литературоведение, т. е. «теории литератур / категорий» и «моно-исследования авторских / геройных предметов»).

Таким образом, каталог (конечно, при его правильном делении и исполнении) служит сетью ориентации в абстрактно-конкретном логическом пространстве и фокусирующим навигатором, наводящим на нужный объект. Не буду заранее фантазировать на тему нужности и удобства такого каталога для пользования как в сетях, так и в жизни, хотя бы для закрепления фактов и музейного их сохранения. Кажется, что это настолько сейчас общепринято, что уже самоочевидно. В настоящий момент мне не составляет особого труда (только время) разработать весь каталог до подобных уровней, хотя, конечно, в некоторых специальных секторах, которых я никогда в жизни не изучал, мне будет это сделать довольно утомительно. Но, к счастью, в этом нет никакой необходимости, потому что я один никогда не смогу заполнить каталог, поделенный еще на пять уровней. Вот почему я уже сейчас заказываю эту работу по сферам и секторам словесности тем специалистам соответствующего сектора, кто, кроме владения своей прямой специальностью, ещё имеет вкус к методологическим штудиям. Ваши ответные разработки, по образцу этой, можете предлагать в общедоступных публикациях. Не сомневаюсь, что возможно лишь штучное количество предложений, поэтому и не сомневайтесь: я их обязательно увижу. Единственное сомнение — возможное хищение общедоступных сведений со стороны нечистоплотных айтишников и коммерсантов — преодолевается как раз широкой публичностью. В этой форме мы депонируем свое авторское право и собираемся против ловцов халявы. Любые системные предложения и могут стать залогом необходимой ответности, без которой ничего вообще не сделать.

Но и без динамической модели сборки собор словесности не собрать.

Основой такой модели является наиболее удалённая от методологического конструирования сфера корыстных личных и общих интересов. В этот сайт как прообраз собора словесности каждый автор может прийти свободно по двум причинам. 1. Чтобы удовлетворить свой житейский интерес свободного и немошеннического заработка (по трудам своим), и лишь попутно, если сможет, — интерес теоретический, словесностный, духовный, профессиональный, просто общаясь по интересным ему темам. 2. Чтобы поддержать своей заинтересованностью и взносом реализацию общих интересов наиболее активной и профессиональной частью других участников сайта, в число которых, если захочет, может войти сам.

Суть модели заключается в применении на сайте гарантной платежной системы, направленной на защиту личных интересов участников, и их добровольно-вынужденного пожертвования в фонд общих интересов и регламентированного, уставного его перераспределения по приоритетным общим целям. Гарантированная защита интересов авторов состоит в их полной легальной самозащите (от существующих полубандитских алгоритмов нынешнего интернета и государства) по наладке и подсказкам инструкций сайта. Гарантией лучшего из возможных и честного по исполнению перераспределения пожертвованных на общее дело сайта средств являются: само наличие этого сайта (сделанного путем самопожертвования, моего и доверившегося мне специалиста), идеальная уставная модель долевого распределения доходов (30-30-30-10%) и мой личный долевой интерес, на практике уже давно удовлетворённый (однако заложенный в эту модель как возможность 10 % премии), а в теории полностью замещённый общими интересами. Гарантией легальности всех этих схем является подтвержденное государством право ИП РЮС собирать у пользователей деньги за оказание им услуг, а также право распоряжаться ими по своему усмотрению, включая право не проедать их, а тратить между прочим на гонорары вам, профессиональным и ответным авторам.

Этих практических обстоятельств современного российского государства, общества и наших элементарных корыстных навыков достаточно, чтобы спокойно начинать общее теоретическое дело, гарантом которого для начала выступаю только я один. Чем быстрее я буду поддержан, тем надежнее и несомненнее будет работа и тем скорее произойдет переход к прикладным разработкам и реальным общим делам.

Так на основе подлинных интересов каждого, корыстных и общих, но вокруг ориентирующей, казалось бы, всего лишь библиотечной сети каталога, и начнёт собираться и расти собор русской словесности, вокруг которого на практике будет осуществляться постепенно мирской сбор граждан. По воле языка, являющегося базой этой словесности, первый сбор граждан станет сбором русского мира, выводящим его из нынешней мировой рассеянности. Разумеется, практическая сборка частью будет сознательным приложением конкретных идей и слов участниками собора словесности, а частью — попутным захватом и вовлечением в конкретную работу других людей без их сознания и понимания общего дела. Это лучшая структура взаимодействия в любом деле и самый быстрый способ общего дела. Каждый человек не может и не должен знать всего, каждый будет делать только то, что подлинно может. Как раз поэтому есть необходимость сбора всех граждан в активно действующее общество и во всё понимающий и знающий мировой собор словесных обитателей Земли. Это совсем не мечта и не утопия. Это — моя реальная цель. Как бы она ни казалась невозможной, она обдумывается уже очень давно, и не только мною, и не только моими прямыми научными отцами, и не только нашими яростными дедами, сумевшими и утопию сделать явью. Впервые она ясно обдумана и провозглашена в гораздо более глубоком и не прикладном проекте В.Ф. Фёдоровым, удивительным библиотекарем Румянцевского музея (ныне РГБ). Его фантастические идеи являются индикатором и гарантом реальности этой цели и залогом её реализуемости. Цели будет не тесно.


Книга по этой теме, добавленная для продажи:  "Постмодернизм как дезориентация в реальности и в науке. Критический очерк современного представления мира и подступ к его подлинности. 2016, 83 с."