Способ читать не читая

(Об информационно-рекламной технологии четьи)

15 февраля 2019 г. 12:27

Современная журналистика слишком растянута, неточна. Для сегодняшних объемов информации, динамики новостей, скорости изменений преподносить информацию так, как это делалось еще во времена Петра I, - непозволительное расточительство времени и сил. Нынешнее тренированное сознание способно воспринимать информацию с намного большей скоростью. С такой, что совершенно не обязательно прочитывать все написанное. Впрочем, уже сейчас профессионалы практически ничего не читают полностью. Только избирательно, по локальной задаче чтения (отлавливая отпечатки, ляпы, рискованные суждения или т.п.). Но не читая, они еще не овладели правильным спсобом нечтения - искусством адекватного восприятия целого смысла. Это искусство не появляется само собой. Оно должно быть правильно настроено.

Психологическая, естественная норма нашего восприятия вполне представлена в клипах, где несколько параллельных историй с легкостью рассказываются за две-три минуты. Необходимо разработать и внедрить в повседневную практику журналистики более экономную систему. Экономную как содержательно, так и формально.

Например,  такую, которую я условно называю «четьи» (от древнерусских че`тий - повседневного регламентированного чтения для всех). Технология четьи - это, говоря коротко, общепринятый регламент, порядок построения информации, средств ее оглашения и тиражирования: структура, условия размещения и оплаты, передвижение информации со ступени на ступень, законы и принципы отбора, механизм экономического обеспечения информационной деятельности.

Это определение следует проиллюстрировать, например, тем, как будет выглядеть обычная общедоступная газета при ее устройстве по этой технологии.

В силу унифицированной ступенчатой структуры информации газета становится идеологически нейтральной. Идеология попадает в газету лишь постольку, поскольку в нее попадают идеологи, авторы. Но и те попадают не сразу. Большая часть газеты представляет собой свод имен и названий - то, что свободные, находящиеся за штатом журналисты пишут по воле своего интереса и желают разместить на страницах той или иной газеты. В следующем номере из всех равноправно представленных имен и названий выбираются силой читательско-издательского интереса краткие сообщения, раскрывающие суть той или иной статьи или заметки, - автоаннотации, авторефераты и т.п. И, наконец, в следующем - последняя стадия выбора - наиболее интересующий всех по предварительным данным текст. Это - обязательные этапы гласного конкурса.

Поскольку выбор совершают читатели руками издателя, то проблемой становится их быстрый контакт и достоверность исполнения именно  состоявшегося выбора. Интерактивность контакта легко обеспечивается современными техническими средствами - от автоответчика до автоматизированных систем учета. Достоверность исполнения находится в руках редакций, работа которых должна быть построена так, чтобы им финансово выгодно было поступать профессионально, по совести и по правде.

Очевидно, что современные технические средства и высокопрофессиональные редколлегии должны стоить настолько много, насколько сейчас ни одна газета не имеет собственных средств, вынужденная продаваться либо государственным, либо частным бандитам. Поэтому пока информационное производство само по себе, в силу своего непрерывного функционирования не станет приносить достаточно много денег, до тех пор ни о техническом оснащении, ни о профессионализме, достигающих уровня четьи, не может быть и речи.

Прибыльным газетное производство можно сделать, только изменив условия размещения и оплаты любой информации - от имен до статей. По сути, это должно быть одно, всем известное и всем понятное условие - гласный договор, сообщающий о том, сколько стоит знак или слово гонорара и рекламы. Любой анонс своей работы (имя и название, автоаннотацию, автореферат) журналист оплачивает как рекламу. И только то, что прошло все этапы гласного конкурса оплачивается гонораром. Поскольку рекламно-информационные отделы по объему превышают в два-три раза чисто информационные, постольку технология четьи принципиально самоокупаема и прибыльна.

Любой, кто хоть немного знаком с газетным делом, сразу поймет, что пирамида такой газеты возможна лишь при очень большом рынке профессиональных журналистов - когда авторов намного больше числа изданий, способных дать им высокооплачиваемую работу. Ситуация в стране такова, что подобный рынок формируется чрезвычайно быстро. Дело не в том, что огромное число Вузов плодят формально профессиональных журналистов. Важнее, что мнимо свободные и мнимо профессиональные СМИ ежедневно будят к журналистскому труду людей, недовольных тем, как криво реальный мир предстает в зеркалах газет и телевидений. Это доморощенное спонтанное движение читателей постепенно захватывает и официальные сферы.

Начало этому, конечно, положили «Аргументы и факты», допустившие на полосы вопрошающего любопытного читателя с его злободневными вопросами. Формальная интерактивность «АиФ» и стала залогом его рекордных тиражей. Все дальнейшие нововведения в СМИ медленно, но непрерывно идут в сторону включения читателя-зрителя внутрь информации, в рамку, в картинку.

Игры с обязательной публикой в студии, и опросы, заполнившие все каналы и полосы, - самые простые из форм, что можно было тут сделать (Поле чудес, Угадай мелодию, Глас народа, Конкурсы, Копилки, Рейтинги, Десятки-Дюжины, Шизгарики, Путешествия по местности и т.д. и т.п.). Более сложным, но вполне господствующим явлением стало внедрение массового сознания как точки зрения, с которой оцениваются, отбираются и преподносятся факты. Абсолютные лидеры тут всяческие «Комсомольцы» с их подростковыми болезнями: «Московский» (дворовый культ), «Комсомольская правда»  (семейно-бытовой) и вплоть до какого-нибудь «Комсомольца Кубани» с его детсадовским затейничеством.

Еще дальше на этом пути продвигаются те издания и каналы, которые позволяют читателям не только пассивное потребление информации, но и ее производство. Началось это движение, пожалуй, с достопамятной «Будки гласности», а сейчас весь его цвет концентрированно остался, наверно, только, на ТВ-6 («Знак качества», интерактивные новости, «Але, народ» и т.п.), да местами на МTV («Декодер») и радио («Русское», «Эхо Москвы», «Наше»). Разумеется, при том диком контексте, который чаще всего создается для творчества читателей, не идет никакой речи о том, чтобы из всей читательской деятельности выбиралось что-то вменяемое.

Собственно, отсюда близко и к главной болезни современных СМИ. Они принципиально закрыты, точнее, принципиально открыты только для своего условного знака качества, уродства, шизофрении или дикости. Они с восторгом публично трясут только своим условным «внутренним содержанием» - своими внутренностями, гениталиями, - безусловно игнорируя все, не похожее на их нутро.

Решение проблемы в этой ситуации очень просто - создание средств массового общения - введение единых правил оформления и движения информации. Это означает, что нужно наконец-то спрыгнуть с пунктика тотальной ангажированности, тем самым создавая нормальный контекст для любого текста. Технология четьи - это технология создания идеального, все допускающего контекста.

Полностью эта технология описывается только пакетом документов, из которых основные мною вполне разработаны: Морально-нравственный устав, Юридический устав, Структура СМО, План устройства газеты.

23-26.10.2000

Демонстрационный опыт вёрстки и продвижения газеты по технологии четьи  как средства массового общения был проделан мною в 2000-1 гг. в четырех выпусках газетки «ЗаДело!», посвященных одной теме – переводу объяснительно-пропагандистских статей об информационной революции в социально-объединительные акции (15.2.2019).


Книга по этой теме, добавленная для продажи:  "ЗаДело! Газетка зачинания журналистики. 2000-1 гг. Четыре выпуска"