Морально-нравственный устав

Система единых ценностных правил, принятая в этом информационном магазине как идеал и ориентир для каждого пользователя, являющаяся самым общим, принимаемым по умолчанию гласным договором пользователей относительно оценки любого содержания.

    А. ЗАКОНЫ ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ:
  • 1. Доказать можно любую информацию.
  • 2. Доказать нельзя никакую информацию.
  • 3. Доказуемое или недоказуемое - все равно информация.
  • 4. Любая информация ценна лишь постольку, поскольку она кажется ценной.
    Б. УСЛОВИЯ РАВНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ (УРОВНИ КОНКРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ):
  • 1. Имя (личное имя автора и неличное имя, т.е. заголовок и подзаголовок информации).
  • 2. Мнение (автоаннотация, клип, рекламный ролик).
  • 3. Ключевое умозаключение (резюме, автореферат, авторецензия, тезисы, оглавление, конспект, фрагмент).
  • 4. Размышление в выбранном жанре (книга произведений, роман, статья, монография, трактат).
    В. ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ:
  • 1. Из двух личных имен выбирается менее определенное, из двух неличных - более определенное.
  • 2. Выбирается более ясное, но наименее понятное мнение.
  • 3. Выбирается более правильное, но наименее правдоподобное умозаключение.
  • 4. Выбирается более интересное, но наименее привычное размышление.
    Г. ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ:
  • 1. За всякое суждение отвечает автор и тот, кто его искажает (принцип ответственности).
  • 2. Выбирается либо авторитетная, либо непротиворечивая логика (принцип выбора).
  • 3. Ново то, что не противоречит логике, но противоречит авторитетному (принцип новизны).
  • 4. Всё, что воспринимается, необходимо по тем причинам, которые не воспринимаются, т.е. которые нужно установить (принцип восприятия информации).
  • 5. Обнаруживать факты мировой структуры и мировую структуру всякого факта (принцип аналитического всеприятия).

Краткие пояснения к Морально-нравственному уставу

А. Законы информации восходят, как и любые законы, к законам логики. Отсюда понятно, что информация - условна, до определенной степени плод нашего ума, наш домысел. Не нужно преувеличивать ее «объективность». Безусловная ее объективность состоит только в том, что она, информация, есть, является реальной вещью, что прямо, а потом так или иначе свидетельствует (не доказывает!) об информирующем, его окружении - обо всем мире. Обычно же каждое сообщество свою информационную систему ценностей считает безусловной, единственно верной (закон № 4), зато все другие – условными. Отсюда все противоречия - от споров до войн. Пора бы уже понять, что в практическом смысле все правы сами по себе, а в теоретическом - не прав никто, но точнее: правы лишь все в целом. Следовательно, правота - в праве быть всему и в иерархии.

Б. Следовательно, нужны такие условия, такая система, которая покажет всё, что есть, и выстроит это всё в практическую и теоретическую иерархию. Этой системой является порядок равноправного построения информации: обязательная для всех структура информации и количество ступеней, прохождение по которым делает информацию все более детально изложенной. Главная сложность - принципы выбора информации из моря равноправной информации.

В. Журналистика (как пример общего понимания) основана на узнавании сигналов. Прогресс в ней связан с созданием нешаблонных сигналов. МН-устав ориентирует на поиск нового во всем, начиная от личных имен. После десяти статей Н. Кондратенко вряд ли есть смысл читать одиннадцатую. После двух реплик В. Жириновского вряд ли стоит слушать третью. В неличных именах важнее, наоборот, четкость, определенность мысли, а не жидкий кисель слюней. В мнениях лучшее находится между двумя границами: важнее то, что изложено ясно, грамотно и т.п., но, на первый взгляд, непонятно, необычно. Подобно этому и умозаключения, мысли предпочтительны те, которые отличаются логичностью, формальной правильностью, но при этом будто бы неправдоподобны, парадоксальны, идут вразрез с устоявшимися мнениями. Как раз поэтому они суть мысли, а не мнения. Наконец, полностью мы читаем то, что нам интересно и продолжение чего мы никак не можем угадать по мере чтения. Лишь когда эксперты (редколлегии) освоят раздел В до автоматизма, появится свобода слова и свободные средства массовой информации.

Г. Кроме форм нужно выбирать и содержание, ценность которого до конца остается невыясненной, неустановившейся. Принципы выбора содержания показывают структуру свободы - свободы высказываться, понимать вкривь и вкось, перевирать, примыкать к авторитетам или к истине, стремиться к новизне или к традиции. Но самое главное - дают свободу восприятия мира и любой информации и свободу и силу оправдывать все существующее. Когда человек (а уж потом журналист) осознает это свое предназначение, он и станет свободным.

© Ю.С. Рассказов, 1997-2000 гг.