Тест на власть

(Проверка административных структур на низовом уровне: поселение-район-край)

21 августа 2022 г. 10:40

По мелким местным обстоятельствам, довольно значимым для меня лично, мне пришлось защищаться от внутреннего супостата. Для этого пришлось пройти и по властным инстанциям, попутно наблюдая естественные рефлексы чиновников на каждом уровне.

Суть проблемы в двух словах

Последние 12 лет я между делами проживаю на хуторском отшибе, в лесу. Но вдруг на соседней земле, ранее общего назначения, появился новый кадр, походя ломающий то, что мною уже было сделано для удобства и безопасности в предгорьях, ограничивший доступ в лес, начавший изменять местность, превративший пригорок в равнину, низовую пойму ручья в озеро (котлован в 30 соток и глубиной 7-8 м в 25 метрах ниже моего дома на склоне), а из озера явно планирующий зарыбленную базу отдыха. Неадекватность такого землепользования стала не только очевидной, но и опасной.

Не желая никакой мелкой гражданской войны, мордобоя и членовредительства, тем более спецоперации, я влез в чисто административные способы решения проблемы. Т.е. стал последовательно обращаться во все органы власти, начиная с самых ближних и мелких.

Начал я с администрации поселения, явочным порядком и письмом. На словах представители администрации были прямо поражены фактом такого сооружения и пообещали приехать, проверить и что-то предпринять. Приезжали в моё отсутствие. Но при следующем контакте не признались в этом, уклонившись от разговора и до сих пор не дав никакого ответа.

Это ожидалось (за много лет мне не раз приходилось сталкиваться с недееспособностью и демагогией / враньём местных властей), поэтому я сразу же пошёл выше – в районную администрацию. Без всяких иллюзий. Там тоже уже приходилось бывать. Именно кем-то в этой администрации и было обеспечено появление по соседству у меня этой проблемы, начиная с землеотведения, изменения юридического статуса, целевого назначения и т.д.  (замечу, что в рамках формального следования законам всё это было сделать невозможно). Так что я был не удивлён, получив отфутболивающий ответ, направляющий по боковым инстанциям: Росреестр, Роснедра (краевое и окружное отделения), Росприроднадзор.

Не буду расписывать подробно все перипетии (тем более, что я уже сделал публичную сводку переписки за почти год: «Поиск власти. Выбранные места из переписки с чиновниками» – https://inform-ag.ru/publications/349/). Куда интереснее, что, используя один и тот же повод и сюжет ходатайств, в самом деле удалось заметить типовую реакцию чиновников на всех уровнях, а по ней сформулировать их профессиональный рефлекс (вменяемость, деловитость, ответственность).

 

Формально все в основном очень корректны, на словах в личном контакте реагируют мгновенно и адекватно, понимают суть дела, сочувствуют и разделяют озабоченность, но тут же намекают, что нужных компетенций и полномочий для решения проблемы у них нет. И официально почти все отвечают так же  быстро и уклончиво, в лучшем случае замечая какое-то пустяковое нарушение, предлагая обратиться в какие-то иные инстанции, более компетентные и полномочные.

Но по сути и по делу никто не хочет вникать в неоднозначную ситуацию, устанавливать фактические детали (т.е. размеры, глубины, расстояния, расположение, статус сооружений, земельных фондов и зон), требуя их как-то доказать (документом, прокуратурой, судом). Ещё хуже, что никто не хочет понимать соотношение, связь фактов и деталей, а тем более соотносить их с законами и нормативами и даже со здравым смыслом. В случае если я сам демонстрирую факты (например, цитируя законы) или провожу связь вещей и законов, просто прекращают отвечать или даже скрыто угрожают. Но именно в этом – в необходимости замечать факты, понимать связь вещей и проводить связь вещей и законов – и состоят компетенции и полномочия администраций и служб. Если они этого не могут и не делают, это и значит, что они не принимают на себя ответственность за свою работу, за свои компетенции и полномочия. Вот почему проще всего им ответить, что они не имеют нужных компетенций и полномочий. И попробуй им это докажи.

Нужно было как-то прервать дурную цепь обращений и властных уклонений и отговорок. Тут я сделал и опубликовал свод переписки, чтобы сделать обсуждение гласным и вытащить всех чиновников на белый свет. А на этой публичной базе обратился в следующую по иерархии инстанцию – в краевую административную.

Реакция была быстрой. Пришло сообщение (правда, риторически уклончивое), что моё обращение будет рассмотрено по существу дела на районном уровне. И, действительно, уже из другого отдела районной администрации (а потом из местного Росреестра) я получил подтверждение, что они займутся ликвидацией котлована в порядке предусмотренных процедур (административно, судебно, фактически).

Не буду погружаться опять же в юридические основания, по каким они это решили и могут сделать. Мне важен результат. Но, думаю, возможны сложности с реализацией. Хотя консолидированная позиция районной администрации и Росреестра (районного и краевого), очевидно, под влиянием краевой администрации, обнадёживает.

Так или иначе фактическая часть  ещё не закончена.

 

Но уже можно попробовать объяснить, как живёт и движется административная система.

Все получают зарплату только за присутствие на службе. Т.е. за выполнение простейших процедур присутствия (по внутреннему плану или по проплаченным клиентами замерам учета, регистрации, оформления, отчётов и т.п.). Понятно, штатная плановая работа, элементарная и даже туповатая, – это обязаловка, тягомотина, которую хочется сократить. Наоборот, та же, такая же, но проплаченная работа с клиентами очень даже интересна, потому что выгодна, даёт прибавку к ЗП (легальную и нелегальную). Вся другая работа сверх вовсе не воспринимается как работа или даже предмет действия, полномочий и т.п. Тем более если это чисто  умственная  работа, связанная с тем, что нужно не просто функционировать, а думать, увязывать факты, принимать решения, брать ответственность за них. При этом, если чиновников заинтересовать, они тут же включат мозги  и могут на свой страх и риск в рамках своих компетенций повернуть дышло законов в любую сторону.

Как можно заинтересовать? Самое простое – клиент должен проплатить выгодное ему решение. Прямо это никогда не требуют. Мне точно никто ничего даже не намекал. Но всё проведено иносказанием: если хочешь – иди другим путём, в том числе – в другие инстанции, прокуратуру, суд. На мой взгляд, всё это бессмысленно. Таким же другим путём может заинтересовывать и противоборствующий клиент. И так проблема нарушения законодательства и здравого смысла (а самое главное – разрушение местности) очень быстро превращается в спор хозяйствующих субъектов по усмотрению каких-то, якобы объективных арбитров. В результате соседи-спорщики будут бодаться друг с другом, то и дело занося премии различным исполнителям. Решение по существу дела будет замещено конкурсом денежных взносов. Чтобы исключить эту проплачиваемую конкурсную юстицию, нужно помнить, что вся работа по существу любого дела сверх штатной и проплаченной делается не по интересу и полномочиям чиновников, а исключительно по указаниям сверху. Это и называется административный ресурс. .Пока нет таких указаний, никто даже не икнет.

Думаю, что именно так всё происходит вплоть до самого верха. Чем ниже, тем меньше властной инициативы, самости (вопреки расписанным законами), тем больше подмены полномочного ответственного исполнения мелкой личной корыстью. Чем выше, тем больше ставки, тем меньше ежедневной рутинной работы и тем быстрее начальники должны включать мозги. Не только по интересам проплаты за дополнительный рутинный труд, но и по местным обстоятельствам – карьерным, семейным, общественным, административным, политическим. Мыслят шире и глубже. Однако, повторяю, исключительно по ситуативным обстоятельствам. Беда в том, что их полномочия и ответственность чётко не регламентированы штатным конституциональным документом (президент фактически самодержец). Поэтому подмена общего блага личным или клановым интересом происходит строго по личному усмотрению начальника. Поскольку же в административной иерархии продвигаются снизу вверх, через фильтр низовых инстанций, то все приобретают надёжные рефлексы самозащиты (начиная с полуграмотной по виду, уклончивой риторики) корыстные навыки и привычки, от которых практически невозможно избавиться. Именно поэтому в системе власти практически нет (не считая случаев) продвижения вверх по делу, по сути важнейших предметов общего выживания, производства, развития. Никакой стратегии в интересах граждан, общества, государства. В лучшем случае стратегия только в ситуативных интересах политики, выживания самого политика или клана.

Я не думаю, что у кого-то есть злой умысел или хотя бы аномально корыстный. Просто система власти выстроена случайно, стихийно, неверно. Отчуждённо, абстрактно. Верховым коллективным субъектом, центром произвольно выделены уровни власти, общо назначены их полномочия. В то же время для повышения управляемости всей системы в целом, самые серьёзные, важные решения переназначены верхним, центровым уровням. Так и возникает авторитарное управление – передоверенное авторитетам.

На самом деле власть нужно собирать разумно, правильно. Несомненно, что центр должен придумать и предложить единую разумную модель. Разумность и правильность в ней должна определяться не удобством централизованного управления сверху вниз. А максимальным объёмом реальной управляемости на каждом уровне и передаче снизу вверх не важнейших, а только общих, надтерриториальных и надкластерных полномочий. Низовые власти должны иметь абсолютные полномочия для решения всех местных дел даже по местной целесообразности, общинному запросу и здравому смыслу. А верховые инстанции будут иметь меньший, строго регламентированный объем полномочий и предметов рассмотрения и решения. Но вместе со снижением объёмов управления, будет повышена его сила в регламентированной части – единообразие, законосообразность, обязательность, принудительность.

Точный абрис необходимой системы см. в моей статье «О русской власти-государстве (Земский наряд на общие работы)» – https://inform-ag.ru/publications/179/. Пока во власти никто даже не думает о правильной модели власти. И так будет, пока в нынешнюю систему информирования, продвижения и властного решения случайно не попадёт тот, кто захочет это сделать. Другой путь – создание параллельной гражданской системы информирования и продвижения (у меня тоже есть план средства массового общения; начиная с простого: «О сборе словесного соци-ума. К плану общественной самоорганизации» – https://inform-ag.ru/publications/240/) – ещё более труден. Поскольку он зависит от образованности, ума и активности каждого самодеятельного и свободного гражданина. Мой опыт показывает, что самодеятельных очень мало, а свободных нет вовсе.