Сверка по рунам
(О картине мира по данным проверочных рунных чтений)
За последний год (с марта 2022 г.), не очень того желая, но по стечению попадавшихся на глаза артефактов, я проверил чтение, в основном, рунных надписей, нанесённых на некоторые камни, посуду, оружие и амуницию. Подобная работа ныне остро необходима, что было сформулировано ещё два года назад по результатам предшествующей общей проверки историографии, см.: «Сборка плана истории. О теоретико-практических работах по восстановлению прошлого» – https://inform-ag.ru/publications/271/. Факты предыдущих проверок собраны 11.02.2022: «Сверка по именам – кем были наши предки. Как начать общие работы по восстановлению русского рода» (https://inform-ag.ru/publications/337/), – и 25.3.2020: «По делу истории. Сообщение общего дела предков» (https://inform-ag.ru/publications/188/). Однако, несмотря на мой системный подход и предложение, и спецы (историки, филологи), и любители как в рот воды набрали, чаще всего даже не отвечая на личные обращения. Именно поэтому мне для себя самого не очень хочется собирать бисер прошлого. Понятно, все русские люди ныне в полной прострации, поэтому ничего не воспринимают, кроме своих шкурных интересов выживания. Почему-то никто не понимает, что выживают не столько ртом и жопой, руками и ногами, орудиями и оружием, сколько умом, ясным представлением реальности в целом и систематическим умным действием, неизбежно коллективным, общим, согласованным с другими. Не случайно, сейчас сама реальность войной заставляет всех собираться и действовать. Но без добровольно понимаемой и принимаемой всеми идеологии не выжить, не спастись, не победить. Вот почему, хоть и не очень хочется, я не могу не сообщить о документированных фундаментальных исторических основаниях идеологии русского рода, включающего в себя гораздо больше нынешней России за последнюю тысячу лет.
Детали проверки, чтобы лучше понять основания, методологию и технологию чтений, увидеть, где и почему академической наукой делаются ошибки, желательно смотреть в естественной последовательности. Но, если нет необходимости вникать в научную кухню, а интересны лишь тексты древних документов, можно и как угодно. Внутри каждой статьи есть ссылки на предшествующие этапы. Вот аннотированный список публикаций по теме.
Березанская рунная надпись – https://inform-ag.ru/publications/339.
Об академически принятом и правильном (по логике поэтики) чтении рунической надписи с о. Березань, определение правил, как должна вырабатываться научная установка чтения, установление текста и языка, восстановление реальной ситуации момента создания надписи (не позже середины 1 тысячелетия до н.э.), принципа рунного обозначения звуков и проверка обнаруженной системы языка, письма и мира чтением других достоверных текстов.
Из углов историографии (О нашей прародине, самоназвании и судьбе в связи с построениями С.В. Назина) – https://inform-ag.ru/publications/367/.
Рассмотрение сути теории и некоторых важных идей Назина, их историографическая и лингвистическая проверка, обнаружение установочных пределов исторического знания, вывод и прочтение из реальных памятников блокированных сведений и выход за пределы условностей к реальной истории (надписи на наконечниках копий во второй половине статьи).
Аварысклад (Установление язы́ко́в по надписям из Надь-Сент-Миклоша) – https://inform-ag.ru/publications/370/.
Критический анализ существующего опыта, вывод логической методики чтения и демонстрационное чтение надписей на сосудах с восстановлением действовавшей орфографии, произношения и состояния языка надписей, а также датировка надписей по состоянию орфографии, языка и культурному хронотопу.
Срез рун (Проверка чтений рунных камней Скандинавии) – https://inform-ag.ru/publications/374/.
Основания проверки, природа рунического письменного кода, неорфографического правописания и отображаемой им фонологии, обоснование языка чтений, контрольная случайная выборка рунных камней по внешним стилевым параметрам, чтения и факты неизвестного прошлого, перспективы истории.
Баяны предков (Проверка чтений надписей со шлемов А и В из Негау) – https://inform-ag.ru/publications/375/.
Досмотр интерпретаций и самих надписей с бронзовых шлемов Негау, обнаружение подлинных начертаний, установление слов и языка, уточнение рунической азбуки, чтение связных формул, восстановление последовательности правки и переосмысления, моделирование реальных обстоятельств этого, проверка правильности техники буквенно-звуковых соответствий чтениями случайных североиталийских надписей.
Нет смысла тут лезть в теорию, хоть официальную, хоть альтернативную. Опыт показывает, что теории – это последнее, что меняется. И не потому, что побеждает новая логика или накапливаются новые факты. Побеждает новая система социально-политических ценностей, новая идеология, и учёным начинают платить за другие факты и теории. Так они и переобуваются: старые закосневшие персоны замещаются молодыми, точнее, новыми. Такое было последний раз в начале 1990-х гг., когда коммунисты слили марксизм, вооружившись обманками постмодерна. Так будет и сейчас, с тем отличием, что пока неизвестно, что придёт на смену тотальному хозяйственному, идеологическому и интеллектуальному мошенничеству.
Всего лишь дам общее представление о записанных фактах.
Речь идёт о коротких надписях на предметах в разных жанрах. Им подобные и сейчас широко практикуются. На каменных (бетонных, железных, деревянных) столбах написаны указатели местности – межи, расстояния, границы, приграничные территории, планы, карты. На посуде – производитель (место принадлежности, бренд) и уместное цели сосуда сообщение («сахар», «огнеопасно», «водка», «козлёночком станешь» и т.п.). на орудиях – цех (место производства) и маркировка (номер, техническая характеристика). С указательными столбами не нужно путать искусственные возвышения, лестницы в небо (насыпи, плиты, сооружения и мавзолеи, стелы, обелиски, кресты), которые выполняют памятно-помощную функцию сообщения с предками и содержат надписи-упоминания (тех, кого следует помнить: усопшего, героев войны, путников).
Так вот на золотой княжеской посуде 8 в., считающейся аварской, дана чёткая маркировка принадлежности: Кыйав iд Рыщь (Киев от Руси). Подобное есть и на бронзовых шлемах второй половины 1 тыс. до н.э.: тирсы раши ори (тирсены-этруски – ории Руси), Кий-ран(ний) (прообраз словенского г. Крань, первой столицы Крайны-Карантании). Подобное и на наконечниках копий 2-3 вв., где так или иначе склоняется русь (рушь, рыщь) для обозначения статуса и должности носителя копья. Несколько другое на псалиях (элементах конских удил) Поволжья второй половины 1 тыс. до н.э.: Волгария.
На указателях из незапамятных времён по всей Европе, от Березани до Швеции, сплошь и рядом упоминаются Киев-тар (терра, земля), Дон-тар, Русь (Руша, Рыщь). Попалось что-то и совсем неизвестное. Вар Трикийя, т.е. принцип, уклад Три Киева, для второй половины 1 тыс. до н.э. С учётом Кий-ранья можно догадаться о других славянских киях-краях. Кроме южнославянского – о западнославянском, думаю, Кёлльне (нем. Cölln an der Spree, в.-луж. Kolin při Sprjewi), части нынешнего Берлина, возникшей раньше. По названиям, это Кый-лен(ный), т.е. дочерний, связанный с центром. Третий Киев, на самом деле первый – днепровский: Чир-кий-сам, т.е. самый щурый, древний Кий, особенный, позже Кий-сам, Кисань, по Слову о полку, Киев самвитый, Самватый, по Константину Багрянородному. Полагаю по слову, этот Кий-сам был на месте нынешних Черкасс.
Хватает и других деталей. Гачий свив (казачий круг), соти (сотни, военизированные поселения) с венов, док (дойче), саксов. Порой упоминается даже русий кут на Оче-Оке, т.е. отчьей.
Не вдаваясь в другие подробности, которые невозможно ни назвать, ни объяснить с лёту, всего лишь обобщу, что даже упомянутые маркеры и названия, не придуманные мною, но записанные, правда не общепонятным современным способом (и это нормально для древнего становящегося письма), заставляют пусть и не принять их на веру, но для начала просто разобраться, записаны ли они в древности, было это или нет.
Но разобраться никак нельзя отмалчиваясь и делая вид, что подобных известий не было.